Biokraft - Женский портал
  • Главная
  • Косметика
  • Используемая литература по микроклимату помещений в доу. Микроклимат дошкольных учреждений. Требования к показателям в детских садах

Используемая литература по микроклимату помещений в доу. Микроклимат дошкольных учреждений. Требования к показателям в детских садах

Основные помещения детского сада -- групповые комнаты -- по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м 2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.

Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3--4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.

Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.

Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты -- 19--21°С, для зала -- 18°С, туалетных -- 20--22°С, бассейна -- 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа -- на полу).

Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.

Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.

Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.

Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5--1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8--10 м2.

Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года -- с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40--70% световых лучей.

В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс -- при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста -- 6 светильников по 200 ватт.

Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).

Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.

Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.

Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая -- до 40%, синяя и голубая -- 25%, коричневая - 13%, черная всего лишь 1--2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

Физические нагрузки детей и подростков значительно различаются в зависимости от вида деятельности и, безусловно, отличаются от физических нагрузок взрослого работающего населения. Поэтому микроклиматические условия в дошкольных и школьных организациях имеют свои отличия от микроклиматических условий производственных помещений. Для поддержания оптимального микроклимата, профилактики перегревания и переохлаждения в дошкольных и школьных организациях для разных видов деятельности организуются и оборудуются специальные помещения.

Например, используются особые объемно-планировочные решения для проектирования спортивных и физкультурных залов, необходимых для проведения занятий физической культурой, площадь и объем которых намного больше, чем в помещениях со спокойной учебно-воспитательной деятельностью.

Большая чувствительность детей и подростков (в связи с возрастными особенностями терморегуляции) к изменениям микроклимата выдвигает необходимость обеспечения теплового комфорта в помещениях и, одновременно, создание условий для тренировки приспособительных механизмов. Поэтому нормы микроклимата детских и подростковых учреждений дифференцированы в зависимости от возраста, функционального назначения помещений и разработаны с учетом тренирующего воздействия, то есть даны не только в пределах зон теплового комфорта, но расширены до границ допустимых уровней.

2.1. Нормирование микроклимата дошкольных организаций.

Гигиенические требования к показателям микроклимата и инженерным системам, обеспечивающим микроклимат в дошкольных организациях, установлены СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях дошкольных организаций (далее – ДО), входы в здания должны быть оборудованы тамбурами.Здания ДО оборудуют системами центрального отопления и вентиляции.Теплоснабжение зданий ДО следует предусматривать от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных.Паровое отопление не используется. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулирующими устройствами. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. Во избежание травматизма детей (ожогов) температура поверхности нагревательных приборов должна быть в пределах 70-80 °C.

В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 °C. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60 %, в производственных помещениях пищеблока и постирочной – не более 70 %.Скорость движения воздуха в основных помещениях для детей должна быть 0,05-0,1 м/сек. Нормируемые уровни температуры воздуха и показатели кратности воздухообмена в основных помещениях дошкольных организаций приведены в таблице 4.

Для осуществления проветривания всех основных помещений ДО окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года фрамугами и форточками. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4 °C.

В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема. В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).

Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте 0,8-1,0 метра от пола.

Таблица 4 – Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях дошкольных образовательных учреждений

Помещения

Темпера-тура воздуха, ºС

Кратность обмена воздуха в 1 час

В I А, Б, Г климатических районах

В других климатических районах

Приемные, игровые младшей дошкольной группы

Групповые, раздевальные

Спальни дошкольных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Медицинские помещения

СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диаг-ностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему ком-фортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверст-никами. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое иссле-дование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.

Для решения задач социально-коммуникативного развития дошколь-ников необходимо применять некоторые эффективные методы и приемы.

Так, например, "Ко-вер мира" , который представляет собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг - символ доброты, тепла, единения, целостности; лучи — имена каждого ребенка группы (они вышиты нит-ками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что "все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к прояв-лению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь - символ мира во всем мире.

Ковер постоянно находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его могут брать, раскладывать, са-диться на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждать возникшие проблемы, ссоры (кто-то не усту-пил игрушку, кого-то не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки".

Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить кон-фликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Са-мо его наличие побуждает ребят отказаться от драк, спо-ров, заменив их обсуждением друг с другом возникших проблем.

Удачной находкой может быть создание "Уголка на-строения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на маг-нитной доске в раздевальной комнате приклеиваются фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезан-ный из бумаги воздушный шарик (на каждого ребенка заготовлены по три шарика на магнитах. Цвет шарика можно поменять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение; зеленый - спо-койное, ровное; синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к сво-ей фотографии прикрепляют шарик соот-ветствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.

В начале этой работы дети сосре-доточены только на цвете своего шарика, на своем состоянии. Но при проведении систе-матических бесед, анализа настроения де-тей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со сторо-ны воспитателя и детей друг к другу до-школьники сами обращают внимание на настроение других детей ("Ты чего такой грустный?", "У тебя плохое настроение?") и пытаются помочь своему сверстнику ("Ты повесил синий шарик. Почему у тебя плохое настроение?", "Что случилось? Давай поиграем вместе").

Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмб-лему и девиз группы .

Каждое утро в группе можно начать с приветствия "Минута вхождения в день" . "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней, когда дети собираются, проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). Вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказыва-ют, какие события произошли в детском саду в его отсут-ствие.

Кроме того, целесообразно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситуа-ции и требующие их решения (можно дать задание одинако-во раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных ка-рандаша на двоих).

Для формирования гуманных межличностных отно-шений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпи-мости детей друг к другу можно использовать различ-ные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.

Необходимо регулярно проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам — научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.

Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел: "Шкатулка добрых дел" - за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, определяют количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы.

Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя":

  • Делись с товарищем, Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
  • Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
  • Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
  • Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
  • Не зазнавайся, если у тебя что-то по-лучилось лучше, чем у других.
  • Не завидуй - радуйся удачам и успе-хам товарища вместе с ним.
  • Если поступил плохо, попроси проще-ния и признай свою ошибку.
  • Умей спокойно принять помощь, сове-ты и замечания от других ребят. Не ябедничай, а старайся самостоя-тельно решить проблему с товарищем, умей договориться.
  • Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
  • В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимо-действия с родителями. С ними проводятся индивидуаль-ные беседы, родительские собрания, совместные досуги, семинары-практикумы. Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формирова-нию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошколь-ники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные спо-собы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Отсутствие положительного опы-та общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Наша задача вместе с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.

Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего позитивного микро-климата в группе - все это оказывает влияние на развитие у детей социального и эмоционального интеллекта.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 4, 2009

Оптимальные параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), содержание вредных веществ в воздухе помещений в количествах, ниже предельно допустимых концентраций, обеспечивают безопасные для здоровья детей условия пребывания в образовательных учреждений любого типа.

Низкие температуры, сквозняки в помещениях провоцируют простудные заболевания у детей. Повышение температуры, наличие вредных веществ в воздухе помещений, в том числе повышенные концентрации углекислого газа, могут стать причиной снижения работоспособности, способствуют при длительном воздействии развитию синдрома хронической усталости, что сказывается не только на успеваемости, но и на состоянии здоровья в целом.

В настоящее время в школах, дошкольных учреждениях при проведении капитальных ремонтов в обязательном порядке, выборочно - при текущих ремонтах старые окна с деревянными рамами меняются на современные герметичные конструкции.

При этом далеко не всегда принимаются во внимание требования санитарных норм и правил по обеспечению оптимальных параметров микроклимата и воздушной среды в помещениях для пребывания детей и подростков.

После замены окон в помещениях температура воздуха может превышать нормируемые показатели (в игровых в дошкольных организациях не ниже 21ºС, в спальнях не ниже 19 ºС; в учебных кабинетах школ 18-24ºС, в спортивном зале, мастерских 17-20ºС).

Для контроля температурного режима групповые помещения в ДОО, учебные помещения и кабинеты в школах должны быть оснащены бытовыми термометрами, вывешенными на внутренней стене помещения на уроне дыхания детей.

Проветривание помещений является обязательным фактором для поддержания параметров микроклимата на должном уровне. Все помещения образовательных учреждений должны ежедневно проветриваться.

В дошкольных организациях сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

При проведении проветривания допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2 - 4 С.В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.

  • В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
  • В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).

Учебные помещения в общеобразовательных учреждениях проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

Наружная температура, °С

Длительность проветривания помещения, мин.

в малые
перемены

в большие перемены и между сменами

От +10 до +6

4-10

25-35

От +5 до 0

3-7

20-30

От 0 до -5

2-5

15-25

От -5 до -10

1-3

10-15

Ниже -10

1-1,5

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.

  • Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5°С и скорости движения ветра не более 2 м/с.
  • При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамуг. При температуре наружного воздуха ниже минус 10°С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1-1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5-10 минут.
  • При достижении температуры воздуха плюс 14°С проветривание в спортивном зале следует прекращать.

Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Для организации проветривания окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, должна составлять не менее 1/50 площади пола помещения.

Управление приборами для открытия должно быть доступным, не требующим дополнительных конструкций (табуреты, лестницы-стремянки) для предупреждения травматизма.

Плоскость открытия окон должна обеспечивать эффективный режим проветривания, направление потока наружного воздуха в верхнюю часть помещения – в подпотолочное пространство, где сосредоточен теплый внутренний воздух, что приводит к распределению температур и формированию нормального воздухообмена в помещении.

На отопительных приборах должны использоваться ограждения, выполненные из материалов, безвредных для здоровья. Ограждения из древесностружечных плит и других полимерных материалов использовать нельзя. А также не допускается к использованию переносные обогревательные приборы и обогреватели с инфракрасным излучением.

Кроме того, конструкция ограждений должна обеспечивать движение воздуха, ограждения должны быть съемными для проведения влажной уборки отопительных приборов и подоконного пространства, крепление – безопасным.

Таким образом, соблюдая несложные правила поддержаниям оптимального микроклимата в основных помещений пребывания детей и подростков в образовательных организациях, тем самым осуществляются неспецифические профилактические мероприятия в период эпидемического подъёма заболеваемости ОРЗ и гриппом.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обращает внимание на соблюдение требований к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях. Это одно из мероприятий, направленных на профилактику острых респираторных вирусных инфекций и гриппа.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных организациях регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

В общеобразовательных учреждениях гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

18-24°C - в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе;

17-20°C - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских;

20-24°C - спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната;

20-22°C - медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала;

19-21°C - санитарных узлах и комнатах личной гигиены.

Учебные помещения следует проветривать во время перемен, а рекреационные - во время уроков. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы.

В основных помещениях детского сада гигиенические нормативы температуры воздуха составляют:

22-24°C - приемные, игровые ясельных групповых ячеек;

21-23°C - приемные, игровые младшей, средней, старшей групповых ячеек;

19-20°C - спальни всех групповых ячеек;

22-24°C - помещения медицинского назначения;

25-26°C - раздевалка с душевой бассейна.

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.

Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Сквозное проветривание в присутствии детей не проводится. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.

Параметры микроклимата в общеобразовательных и дошкольных организациях контролируются с применением лабораторно-инструментальных исследований.

В случае несоответствия гигиеническим нормативам параметров микроклимата в помещениях Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю будут приняты меры административного воздействия, вплоть до приостановления деятельности.

Ситуация находится на контроле Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

2363

Комментариев: 1

Наконец-то.подняли эту,очень актуальную, тему.Сейчас в детских садах и школах не мерзнут дети(что,конечно, хорошо), а находятся в тепличных условиях(жара в помещениях),особенно в отопительный период.



Лучшие статьи по теме