Biokraft - Женский портал
  • Главная
  • Фитнес
  • Педсоветы по правовому воспитанию доу. Педсовет правовое воспитание дошкольников. нравственного и правового воспитания дошкольников

Педсоветы по правовому воспитанию доу. Педсовет правовое воспитание дошкольников. нравственного и правового воспитания дошкольников

В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.




Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год


ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.


6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.


Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.


(приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.


Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи


Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях


Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение


Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.


Закон "Об образовании в РФ" ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.


Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.


МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: - охрану и укрепление здоровья воспитанников; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту его достоинств; - удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; - право на получение образования; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; - право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.




ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.




1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание


МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы




В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина


















СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.










«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.

Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.

Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

Как организовать эту работу?

  • Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
  • Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев)
  • Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи мы ставим перед педагогами?

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    – с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);

    – с родителями (родительские собрания по теме);

    Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:

    “Правовая академия”

    1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    2. Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
    3. Как оно связано с правами человека?
    4. Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    5. Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?

    Выбрать судью Н.В.

      Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.

    Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.

  • Работа с карточками по мотивам сказок.
  • Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.

    1. Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
    2. Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.

    Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.

    Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.

    Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.

    Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).

    Судья координирует и вносит решение педагогического совета.

    Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.

    А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”

    3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

    1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.

    1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)

    Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.

    1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?

    2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).

    Приготовить:

    1. Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
    2. Плакат по сказке “Серая шейка”.
    3. Шапка судьи.
    4. Карточки с заданиями по сказкам.
    5. Конспекты занятий, бесед, игр.
    6. Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
    7. Картинки по рубрикам.
    8. Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
    9. Ватман,1/4 листа
    10. Фломастеры.
    11. Карточки для выработки решений.
    12. Магнитофон и кассета.
    13. Статьи по декларации.
    14. Декларация прав ребенка.
    15. Два мольберта, столы.
    16. Книгу “Дед Мазай и зайцы”.

    Можно использовать:

  • Чтение: “Дедушка и внучек” К.Д.Ушинский; “Цветик-семицветик”; “Скажи человеку, здравствуй” В. А. Сухомлинский
  • Игры: “Семейный совет” (умение высказывать собственное мнение); “О чем рассказал семейный альбом”; “Я и моя семья”.
  • Составление генеалогического дерева.
  • Рисование “Моя семья” и составление альбома из рисунков.
  • Поделки из природного материала с участием взрослых и детей.
  • Досуг “Неразлучные друзья – взрослые и дети”.
  • Литература

  • Конвекция о правах ребенка
  • “Изучаем права человека” В. Антонов
  • “Ваши права” Вита-пресс,1996.
  • Опыт работы методистов г.Волгограда и Тольятти.
    1. Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
    2. Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.

    Дискуссионный клуб “Беседы у камина”

    Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.

  • Оказание информационно-правовой, психолого-педагогической, методической помощи педагогам, родителям, детям, с приглашением специалистов из Центра социальной помощи семье и детям через деловые игры, тренинги, консультации.
  • Формирование общих подходов к воспитанию, совместному изучению личности ребенка, выработка единых требований, организация помощи в развитии морально нравственных устоев.
  • Карепина Елена Анатольевна
    воспитатель
    МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
    Старооскольского городского округа

    «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский

    Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.

    В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

    Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.

    Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.

    Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

    В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.

    К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.

    Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

    Какие задачи стоят перед нами?

    Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

    Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:

    • с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
    • с родителями (родительские собрания по теме);
    • с детьми.

    С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).

    Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».

    1 страница. “Правовая академия”

    ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей
    • Дети-инвалиды
    • Дети с психическими или физическими недостатками
    • Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
    • Дети из семей беженцев
    • Дети в экстремальных ситуациях
    • Жертвы насилия
    • Дети родителей, отбывающих наказание
    • Дети из малоимущих семей
    • Дети с отклонениями в поведении

    2 страница. Календарь правовых дат

    3 страница «Сказочная»

    По мотивам сказки “Лиса и заяц”.

    1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).

    3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.

    По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.

    1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).

    2. Чьи права были нарушены в этой сказке?

    «Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);

    «Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);

    «Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);

    «Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).

    4 страница. «Педагогическая»

    Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).

    5 страница. «Игралочка»

    Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.

    6 страница. «Пойми меня»

    1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.

    Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.

    Подведение итогов.

    Решение педсовета.

      .

      Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

      Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

      Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

      Обеспечение эффективного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

      Вывод:

    • Конституцией РФ;
    • Уставом,
    • Программой развития;
    • Образовательной программой.
    • локальными актами МАДОУ,

    Просмотр содержимого документа
    «Сценарий педсовета "Правовое пространство ДОУ" »

    Сценарий педсовета «Правовое пространство ДОУ».

    Тема нашего педсовета - «Правовое пространство в ДОУ».

    Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна не только нам, но и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются, вы сможете узнать в ходе педсовета.

    Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

    Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

    В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. В Декларации впервые подчеркивалось, что все человечество должно заботиться о защите прав детей. Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребенка сложилась гораздо позже.

    Декларация прав ребенка, принятая в 1959г ., стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. Вот как происходило ее принятие.

    В июне 1989 г. от побережья Бретани (Франция) курсом Дакар - Форде-Франс - Нью-Йорк отошло трехмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились еще 15 юношей и девушек, а на островах Вест-Индии корабль принял на борт еще одну группу молодежи. Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребенка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили ее генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось еще в 1959 г.

    С этого исторического момента о «мировой конституции прав ребенка», как ее называют публицисты, узнало все прогрессивное человечество.

    Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей.

    Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

    Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право участвовать в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27).

    В Конвенции о правах ребенка выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):

    а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

    б) воспитание уважения к правам человека;

    в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

    г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

    д) воспитание уважения к окружающей природе.

    И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

    Права ребенка можно объединить в следующие группы:

    1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).

    2. Права ребенка на развитие ( право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).

    3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

    Итак, вы познакомились с Конвенцией о правах ребенка.

    Предлагаем небольшую разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы. К каждому из них предложено четыре варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять карточку с выбранной буквой (а, б, в, г) .

    РАЗМИНКА

    1. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

    2. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции ООН о правах ребенка?

    а) Право на жизнь, гражданство, образование;

    б) право на жизнь, семейные связи, образование;

    в) право на жизнь, на свободное выражение своих мыслей, отдых и досуг;

    г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

    3. Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?

    а) Органы управления РФ;

    б) органы местного самоуправления;

    в) образовательное учреждение;

    г) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.

    4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?

    а) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь

    детей, их развитие и защиту;

    б) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;

    в) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;

    г) родители и органы местного самоуправления.

    5. Имеет ли ребенок право на полученные им доходы?

    а) Да, если они получены с согласия родителей;

    б) да, если они получены не в результате правонарушения;

    в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители;

    г) нет, ребенок не должен работать.

    6.Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

    а) Учредитель;

    б) органы управления образовательным учреждением;

    в) должностные лица образовательного учреждения;

    г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

    В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые. В дошкольном учреждении – это воспитатели, весь педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.

    Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации .

    Этапы правового воспитания детей:

    I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

    II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

    III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

    Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны для понимания основные права:

    1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).

    2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).

    3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).

    Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

    Задачи нравственного воспитания:

    Формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

    Воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей.

    Основные направления

    нравственного и правового воспитания дошкольников.

    1- Воспитание гуманных чувств и отношений . Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

    2- Воспитание коллективизма . Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников.

    3- Воспитание дружеских взаимоотношений . Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы. Критерии дружеских взаимоотношений детей:

    Предпочтение, симпатия, сочувствие и отзывчивость, проявляющиеся между отдельными детьми, но не в ущерб другим;

    Интерес к деятельности сверстников, желание и умение договориться о пользовании игрушкой, материалом, о совместной игре, считаться с интересами товарищей;

    Проявление заботы о товарище, общем деле, игре;

    Помощь и взаимопомощь (желание и умение сделать что-нибудь приятное, нужное для отдельных детей, для группы), готовность выручить друга, товарищей;

    Объективность оценок и самооценок, способность поступиться личным желанием в пользу товарищей (по справедливости), получая при этом удовлетворение;

    Постепенный переход от выражения дружеских отношений ребенка по побуждению взрослого к отношениям по собственному внутреннему побуждению.

    4- Воспитание культуры поведения . Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения:

    1. Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений (умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам).

    2. Культура общения – выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи (наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон).

    3. Культурно-гигиенические навыки – опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви, культура еды.

    5- Воспитание дисциплинированности – это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.

    6- Воспитание трудолюбия – это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.

    7- Воспитание патриотизма . Патриотизм в современном ДОУ – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.

    8- Воспитание веротерпимости и толерантности . Толерантность (от лат. – терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.

    Показатели толерантности у дошкольников:

    Выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдержать импульсивное действие;

    Терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимания на оскорбления;

    Сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;

    Эмпатия, т.е. сопереживание, сочувствие, содействие;

    Принятие, т.е. способность ребенка преодолеть барьеры раздражения (даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатии); умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения им ущерба.

    9- Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т.е. воспитание у детей дружеских отношений со сверстниками разных национальностей.

    Современный подход к воспитанию у детей этики межнационального общения предполагает подведение дошкольников к осознанию своей общности с другими нациями. В отношении ребенка к своему народу и ближайшему национальному окружению должен быть приоритет общечеловеческих ценностей. Работа по воспитанию у детей этики межнационального общения начинается с формирования у детей эмоционально-положительного отношения к самому факту существования разных народов и языков. У детей 5-7 лет чувство интернационализма проявляется в форме симпатии к людям иных национальностей, желания общаться с ними на их родном языке, кроме того, у детей эпи

    Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, чувства уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения .

    Условия правового (нравственного) воспитания:

      моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость; личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством;

      осуществление правового (нравственного) воспитания в процессе всей педагогической работы с дошкольниками. Средствами воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью);

      программно-методическое обеспечение;

      организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи;

      организация совместной деятельности детей и взрослых ;

      организация работы на занятиях (НОД) и в повседневной жизни:

      Игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, музыкальные).

      Создание проблемных ситуаций

      Использование игровых ситуаций

      Моделирование и анализ ситуации

      Тематическое рисование

    • Продуктивная деятельность: аппликация, конструирование, лепка

      Использование произведений искусства

      Использование наглядных пособий

      Театрализация

      Использование символов – схем

      комплексное использование методов нравственного воспитания .

    Правовое воспитание осуществляется во всех видах деятельности дошкольников: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкальной, при чтении художественной литературы.

    В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги.

    Воспитателями организуется проблемно-поисковая деятельность детей (работа в группе по разрешению проблемных ситуаций, разработка совместных с воспитателями проектов, создаются условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация).

    В течение двух лет в ДОУ реализуется проект «Социально-правовое воспитание дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка» в рамках муниципальной инновационной площадки. В проекте участвуют дети 7 групп, 10 воспитателей, педагог дополнительного образования по изодеятельности, педагог-психолог, старший воспитатель. Регулярно, продуктивно и интересно проводятся заседания ПТГ по социально-правовому воспитанию. Членами ПТГ разработаны и успешно реализуются мини-проекты по тематике статей Конвенции.

    Постоянное самообразование, рост педагогического мастерства стало основой для повышения квалификационного уровня педагогов:

    Членами ПТГ консультации, семинары, мастер-классы, педсоветы по данной тематике.

    Мы результативно участвуем в конкурсах профессионального мастерства:

    В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие часто используется материал, доступный и понятный детям. Это - сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

    Предлагаем вам викторину.

    ВИКТОРИНА «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

    1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

    2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Поросята из сказки «Три поросенка», зайчик из сказки «Ледяная избушка».)

    3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

    4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

    5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)

    6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)

    9. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь.)

    10. Почему обитатели двора в сказке Г. Х. Андерсена «Гадкий Утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушили? (Он не был похож на других. Нарушено право на сохранение индивидуальности.)

    11. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища.)

    Дополнительные вопросы:

    1. Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»? (Лиса, петух.)

    2. Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на владение личным имуществом.)

    3. Какое право нарушили братья в сказке «Иван-царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность.)

    Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршин «Лягушка-путешественница»? (Правом на свободное передвижение.)

    4. Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение? (Без ограничений.)

    5. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (Похищение детей.)

    Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка.

    Работа с родителями по правовому воспитанию:

    Заключение договоров с родителями;

    Создание банка данных о семьях воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ;

    Проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

    Оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ.

    Основной является совместная деятельность взрослого и ребенка.

    «Проблемные родители» - не вина ребенка, а его беда и несчастье.

    Отдельным разделам в работе с родителями является профилактика жестокого обращения с детьми .

    Жестокое обращение с детьми: что это такое?

    Различают 4 формы жестокого обращения с детьми:

      физическое,

      сексуальное,

      психическое насилие,

      пренебрежение основными нуждами ребенка.

    Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребенка физически, это еще и унижения, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

    Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

    Жестокое обращение в детстве делает людей социально дезадаптированными, не умеющими создать семью, быть хорошими родителями. Опасное социальное последствие насилия - дальнейшее воспроизводство жестокости.

    Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители, но и другие члены семьи, опекуны, попечители, воспитатели и т. д.

    ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ

    ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ:

    1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.

    2. Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не может предвидеть все негативные для себя последствия этого.

    3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодически длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие его личности и формирующее патологические черты характера.

    К психическим формам насилия относятся:

    Открытое неприятие и постоянная критика;

    Угрозы в адрес ребенка в словесной форме;

    Замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция;

    Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

    Однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

    4. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и жизни или его развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

    Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

    Должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

    По данным европейских и американских исследований, в последние годы число проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растет.

    Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье:

    Неполные или многодетные семьи, семьи с приемными родителями, наличие отчимов или мачех;

    Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

    Безработица, постоянные финансовые трудности;

    Конфликты между родителями;

    Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

    Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

    Нежеланный ребенок;

    Умственные или физические недостатки ребенка;

    Трудный ребенок.

    Работа с семьями «группы риска» по соблюдению прав ребенка всегда велась в нашем детском саду. В январе 2015 года в ДОУ создан Совет профилактики в части обеспечения защиты прав и законных интересов малолетних, социально-педагогической реабилитации малолетних, находящихся в социально опасном положении. В своей работе Совет руководствуется Положением о профилактике. Основными задачами деятельности Совета профилактики являются:

    Выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних;

    Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

    Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

    Обеспечение эффективного взаимодействия образовательного учреждения с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    Состав Совета по профилактике ДОУ: педагог-психолог, заведующий, учителя-логопеды, старшие воспитатели, старшая медсестра.

    Вывод:

    В ДОУ сложилась система социально-правового воспитания, защиты прав участников образовательного процесса:

      В своей деятельности МАДОУ руководствуется нормативно-правовыми документами:

      Конституцией РФ;

      Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

      законодательными актами РФ и г. Томска;

      Типовым положением о дошкольной образовательной организации;

      правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

      СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

      Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

    • Программой развития;

      Образовательной программой.

    2. Сотрудники ДОУ осуществляют свою деятельность в соответствии с

      правилами внутреннего трудового распорядка и Коллективным договором,

      локальными актами МАДОУ,

      договором с родителями (законными представителями),

      должностными инструкциями сотрудников.

    3. Реализуется проект «Социально-правовое воспитание дошкольников в процессе реализации Конвенции о правах ребенка» в рамках муниципальной инновационной площадки.

    4. Социально-правовое воспитание осуществляется при планировании и организации работы с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в интеграции с другими образовательными областями.

    5. Создан Совет профилактики в части обеспечения защиты прав и законных интересов малолетних, социально-педагогической реабилитации малолетних, находящихся в социально опасном положении.

    6. Проводится активная работа с родителями воспитанников.

    Рекомендации: продолжать обогащение развивающей предметно-пространственной среды по правовому воспитанию: уголки правовых знаний в группах, оформление стенда в холле «Права участников образовательного процесса».

    Все люди, маленькие и взрослые, имеют права и никто не может их нарушать.

    В жизни можно по-разному жить:

    В горе можно и в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно и так: На рассвете встать

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обнаженной солнце достать

    И подарить его людям.

    А . Вознесенский

    Литература

      Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Отв. редактор Л. Е. Курнешова, - М., 2002

      Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – СПб., 2001.

      Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005г.

      Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007.

      Права ребенка: Нормативные правовые документы. – М., 2005.

      Права ребенка: Основные международные документы. – М., 1992.

      Ривина Е. К. Ознакомление дошкольников с государственной символикой России.

      Рожнева Ж. А., Давидович Л. П. Учимся жить вместе, Томск: Комиссия по правам человека в Томской области, 2002.

      Соловьева Е. В., Данилина Т. А. и др., Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2003

      Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся начальных классов. – М., 1995.

      Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Права на всякий случай. – М., 1995.


    Педагогический совет
    «Знаем ли мы права детей»
    Подготовка к педсовету.
    Заведующий детским садом
    Выступает с инициативой о проведении работы по защите прав ребенка. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к ее выполнению. Обеспечивает материальную базу - приобретает для изучения различные документы.
    Методист
    Изучает и анализирует особенности общения педагогов с родителями, проводит анкетирование воспитателей, родителей, подбирает специальную литературу для самообразования педагогов.
    Педагог
    Работает в тесном контакте с семьей:
    - наблюдает за общением детей с родителями (как они встречаются вечером, какие вопросы задают дети, какова реакция родителей на шалости и капризы ребенка и т.п.);
    - проводит с детьми занятия по рисованию на темы "Мой дом, моя семья", Во что я люблю играть дома", "Выходной день в моей семье", " анализирует полученные результаты;
    - беседует с родителями, что позволяет получить информацию об их образовании, интересах, желаниях относительно будущего своего ребенка.
    Основные международные документы:
    Всеобщая декларация прав человека
    Декларация прав ребенка
    Конвенция ООН о правах ребенка
    Нормативные документы федерального уровня:
    Конституция РФ
    Гражданский кодекс
    Семейный кодекс РФ
    Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
    Закон РФ "Об образовании"
    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
    Региональные нормативные акты по вопросам охраны прав детей:
    законы, принятые законодательными органами субъектов РФ;
    постановления (распоряжения) органов исполнительной власти.
    I часть. Вступительное слово заведующей.
    Уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. Такая тема выбрана нами не случайно. Ведь благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.
    Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".
    О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами?
    Права ребенка, являясь неотъемлемой частью прав человека, служат тем фундаментом, на котором строятся национальные системы воспитания и образования в любой стране мира.
    В статье 18 (п. 1) закона "Об образовании" указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
    С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они должны нести наказание в соответствии со ст. 156 Уголовного кодекса.
    Право ребенка на защиту своих законных интересов закреплено в ст. 56 Семейного кодекса.
    Должностные лица и граждане, которым известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его законных интересов, должны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Для проверки сообщений представители этого органа (с привлечением в необходимых случаях сотрудников милиции) наделены правом посещения таких семей с последующим принятием решений.
    В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
    Тот факт, что Россия ратифицировала указанные выше важнейшие документы, говорит о положительной тенденции и даёт основание продумать педагогический аспект проблемы правового воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
    Таким образом, к основным задачам ДОУ относятся:
    принятие решения об организации работы по оказанию помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
    установление контакта со специальными службами защиты детей;
    проведение работы по формированию правового сознания родителей, педагогов;
    Что для этого необходимо?
    Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
    Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов.
    В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт (И.А. Карпенко, В.А. Петровский).
    Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, данная проблема может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
    Просвещение взрослых – родителей, педагогов – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу. Далеко не все взрослые понимают, что у ребёнка – дошкольника есть определённые права, которые должны соблюдаться. В первую очередь нужно познакомить взрослых с основополагающими документами, привлечь их к анализу собственного отношения к детям, полезно вспомнить и жизненные ситуации, когда нарушались права взрослых и детей и т.д. Следовательно, прежде всего, необходимо разработать эффективную методику работы с педагогами и родителями. Здесь могут быть использованы как прямая информация, так и создание проблемных ситуаций, чтение законодательных документов с их анализом.
    Что же касается детей, то применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно – правовом воспитании, так как базой его являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений. Особенность правовых норм – отсутствие эмоциональной окраски и строгие требования к соблюдению этих норм каждым членом общества. Нравственные нормы направлены на регулирование взаимоотношений между людьми. Но нравственные нормы требуют от личности не только формального следования им, но и того, чтобы они, эти нормы, стали привычкой, личностным убеждением. Нельзя, к примеру, заставить человека любить другого, сопереживать и сочувствовать ему. Но можно обязать не вредить здоровью другого, не убивать и т.д. Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.
    Первый блок - права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д.
    Второй блок – права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия и т.д.
    Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, - это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание и.т.д.
    Итоги анкетирования педагогов и родителей.
    Сегодня на педсовете мы постараемся закрепить полученные знания и опыт практической работы.
    Для этого нам необходимо разделиться на две команды.
    Задание №1.
    Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребенка.
    У детей есть только одно право: делать то, что велят им родители и воспитатели (ст.2)
    Ребенок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам (ст.9)
    Задание №2
    Выберите правильный ответ.
    Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих права
    а) таких различий нет (ст.2)
    б) национальная принадлежность
    в) состояние здоровья
    Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка:
    а) педагоги
    б) родители (ст.18)
    в) члены правительства
    На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей:
    а) на благотворительные организации
    б) на иностранных спонсоров
    в) на государство (ст.20)
    Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:
    а) не указана в официальных изданиях
    б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст.32)
    в) не соответствуют интересам и склонностям ребенка.
    Имеет ли ребенок право на доходы, полученные им:
    а) да, если они получены с согласия родителей
    б) да, если они получены не в результате правонарушения
    в) нет, имуществом ребенка должны распоряжаться родители.
    Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дошло до судебного разбирательства:
    а) заведующий как представитель ДОУ
    б) работник, допустивший нарушение
    в) представитель отдела образования
    Задание №3
    Какие права героев сказок нарушены?
    Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»?
    - право на неприкосновенность жилища
    - право на жизнь
    2. Какое преступление совершили гуси – лебеди, украв братца? (похищение детей)
    3. Каким правом посоветовал воспользоваться сверчок Буратино в сказке «Золотой ключик»?
    - право на бесплатное образование
    - право на личную неприкосновенность
    4. На какой срок и за какой размер оплаты труда поп нанял работника в сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» (На год за три щелчка).
    Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, ее украшение. Они радуются и грустят вместе снами. Мы открываем для них этот огромный мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение: каковы мы, таковы и они. Дети растут, меняются. Им нужна наша устойчивость, надежность бытия для защищенности и уверенности.
    Кроссворд.
    Вопросы
    Обладание навыками поведения, отвечающими принятым общественным требованиям.
    Мальчик или девочка в раннем возрасте.
    Охрана, спасение от чего–то неприятного, опасного.
    Международный договор по специальному вопросу.
    Постановление Государственной власти или правило, которое признается обязательным.
    Ответы:
    1 В О С П И Т А Н И Е
    2 Р Е Б Ё Н О К
    3 З А Щ И Т А
    4 К О Н В Е Н Ц И Я
    5 З А К О Н
    Проанализируйте ситуации, отметьте нарушения прав ребенка.
    1.Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!» - «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает мальчик. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!» «А, я не буду!» - протестует внук, - не хочу!
    Вопрос: « А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?»
    2. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем надо напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее! Прекрати болтать ногами…Что за привычка! Не копайся, ешь…!» Вопрос: «Оцените стиль общения с пятилетней девочкой»? «Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?»
    "Правовая академия"
    Карточка 1
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребенка?
    Задание. Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства-участники Конвенции?
    1) Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;
    2) право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;
    3) право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и досуг;
    4) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
    Карточка 2
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?
    Задание 1. Кто несет основную ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребенка?
    1) Органы управления Российской Федерации;
    3) образовательное учреждение;
    4) родители и другие лица, воспитывающие ребенка.
    Задание 2. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребенка?
    1) Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
    2) ребенок и родители или другие лица, замещающие родителей;
    З) родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
    4) родители и органы местного управления образованием.
    Карточка 3
    Какой из приведенных вариантов ответа является правильным с точки зрения Закона РФ "Об образовании"?
    Задание 1. Кто несет ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся в общеобразовательном учреждении?
    1) Лица, совершившие или допустившие нарушения;
    2) органы местного самоуправления;
    З) местные органы управления образованием;
    4) образовательное учреждение.
    Задание 2. Кто несет ответственность за создание необходимых условий для обучения воспитанников в образовательном учреждении?
    1) Учредитель;
    2) органы управления образовательным учреждением;
    З) должностные лица образовательного учреждения;
    4) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
    Задание 3. Дает ли право закон РФ "Об образовании" участвовать в управлении образовательным учреждением родителям (законным представителям) обучающихся?
    1) да, только через родительские комитеты;
    2) да, закон предоставляет им такое право, не указывая на форму этого участия;
    3) да, только через Совет образовательного учреждения;
    4) нет.
    Задание 4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
    1) Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
    2) правильно организовывать режим питания, занятий воспитанников;
    3) направлять ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
    4) создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Карточка 4
    Задание. Вам стало известно, что соседи по подъезду жестоко обращаются со своим ребенком. Какие действия Вам следует совершить?
    1) Побеседовать с родителями ребенка и указать на неправомерность их действий;
    2) сообщить в образовательное учреждение, где обучается ребенок;
    3) позвонить в органы опеки и попечительства и сообщить координаты семьи, где нарушаются права ребенка.
    Карточка 5
    Задание. Между супругами при разводе возник имущественный спор. В ходе судебного разбирательства в юридической процедуре необходимо участвовать их шестилетнему ребенку. Имеет ли право представлять интересы ребенка только кто-нибудь из родителей?
    1) Да, поскольку родители являются защитниками прав и законных интересов детей;
    2) да, если назначенный родитель проживает совместно с ребенком;
    3) нет, органы опеки обязаны назначить ребенку представителя для защиты его прав;
    4) нет, ребенок имеет право на собственное мнение.
    Карточка б
    Обсуждается тема "Содержание, формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по разъяснению Конвенции оправах ребенка.
    Задание. Какие формы пропаганды, разъяснения, информации Вы считаете возможным использовать в работе с детьми?
    Карточка 7
    Задание. Какие вопросы Вы хотели бы поднять и рассмотреть в первую очередь при обсуждении темы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка?
    Карточка 8
    Задание. Вспомните, приходилось ли Вам сталкиваться в своей работе со случаями жестокого или пренебрежительного обращения с детьми:
    какие признаки поведения ребенка или его родителей Вас тогда насторожили?
    как Вы себя вели, что чувствовали?
    что Вы предприняли?
    как, по Вашему мнению, нужно и как не нужно поступать в аналогичных ситуациях?
    Ответы к заданиям
    Карточка 1
    Задание.
    Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других.
    "Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья..." (Конвенция о правах ребенка, ч. 1, СТ. 2).

    Карточка 2
    Задание 1.
    Правильный ответ - четвертый.
    "Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п. 1).
    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть при влечены к различным видам юридической ответственности.
    Задание 2.
    Правильный ответ - второй.
    "Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей" (Семейный кодекс РФ, с. 65, п. 2).
    Задание З.
    Правильный ответ - второй.
    "Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им" (Семейный кодекс РФ, с. 60, п. З).

    Под доходами подразумевается не только имущество, полученное в дар или в порядке наследования, но и заработок.

    Карточка 3
    Задание 1.
    Правильный ответ - четвертый.
    3акон РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся возлагает на образовательное учреждение (ст. 32, п. 4). Речь идет об ответственности образовательного учреждения как юридического лица.
    Задание 2.
    Правильный ответ - третий.
    "Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха воспитанников несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения" (закон РФ "Об образовании", сто 51, п. 7).
    Должностное лицо - служащий государственного учреждения, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия. В дошкольном образовательном учреждении под должностным лицом подразумевается заведующая ДОУ.
    Задание З.
    Правильный ответ - первый.
    В соответствии с законом РФ "Об образовании" ответственность за нарушение прав и свобод воспитанников должно нести образовательное учреждение. Представлять его должен руководитель этого учреждения или иное уполномоченное должностное лицо. Постановление суда будет обращено к образовательному учреждению, а не к конкретным должностным лицам, несущим ответственность за деятельность образовательного учреждения, и не к лицам, непосредственно нарушившим права и свободы воспитанников. Руководитель же образовательного учреждения по результатам решения суда должен принять меры по устранению отмеченных судом нарушений и возмещению ущерба, причиненного образовательному учреждению действиями его работников.
    Задание 4.
    Правильный ответ - второй.
    "Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право... защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением" (закон РФ "Об образовании", сто 52, п. 1).
    Закон не указывает на какие-либо ограничения в выборе органов управления образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) могли бы участвовать. Они имеют право избирать и быть избранными в представительные или иные органы самоуправления образовательного учреждения в соответствии с установленным в уставе порядком.
    Задание 5.
    Правильный ответ - четвертый. "Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
    Учебная нагрузка, режим занятий, организация питания определяется УСТ1ВОМ образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения" (закон РФ "Об образовании", СТ. 51, п. 1).

    Карточка 4
    Правильный ответ - третий. "Должностные лица организаций и иные
    граждане, которым стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.
    При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка" (Семейный кодекс, СТ.56, п. 3).

    Карточка 5
    Правильный ответ - третий. "Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей" (Семейный кодекс, ст. 64, п. 2).
    Карточка 7
    Примерные вопросы для обсуждения те мы "Содержание, формы и методы работы детского сада с родителями по разъяснению идей Конвенции о правах ребенка.
    1. Назовите причины, которые, с Вашей точки зрения, препятствуют защите прав ребенка в семье.
    2. Под влиянием, каких факторов (информации, внушения, наказания в форме юридической ответственности и т.д.) родители способны осознать необходимость изменить свое поведение?
    З. Какую связь Вы видите между уважением прав маленького ребенка и обретением им чувства собственного достоинства?
    4. Почему собственническое отношение родителей к своему ребенку приводит к тирании?
    До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
    Как вы понимаете выражение: "Мой дом - моя крепость"?
    Как оно связано с правами человека?
    Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
    Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
    Коллаж «Права детей в картинках и фразах»



    Лучшие статьи по теме