Biokraft - Женский портал
  • Главная
  • Уход за волосами
  • Изготовление половиков своими руками. Коврики из старых вещей своими руками: как дать вторую жизнь футболкам, колготкам, полотенцам и джинсам. Коврик плетеный из лоскутков

Изготовление половиков своими руками. Коврики из старых вещей своими руками: как дать вторую жизнь футболкам, колготкам, полотенцам и джинсам. Коврик плетеный из лоскутков

Еще несколько лет назад ковер считался чем-то неприемлемым, особенно в современно оформленных помещениях. Но все же мода циклична и ковры, как элемент декора вновь актуальны. Если вы все еще сомневаетесь, подходит ли вам такое изделие, то рекомендуем не приобретать его в специализированном магазине. Для начала попробуйте сделать коврик своими руками буквально из подручных материалов.

Ковер своими руками: пошаговые мастер-классы

На самом деле коврик небольшого размера будет уместным в любом помещении. Но в первую очередь стоит ориентироваться на общую стилистику и назначение изделия. К примеру, у кровати отлично будет смотреться мягкий, пушистый коврик, на который особенно приятно становится ранним утром. В свою очередь, для ванной комнаты понадобится изделие из другого материала, который будет впитывать воду. Поэтому прежде, чем приступать к работе, определитесь для какого именно помещения вам необходим коврик.




Стильный ковер из ремней

Тем, у кого дома завалялось несколько кожаных ремней, предлагаем использовать их для создания коврика. Это довольно плотный материал, благодаря чему изделие на долгое время сохранит свой привлекательный внешний вид. Кроме того, в работе нам понадобится:

  • ножницы;
  • клей;
  • ткань или резина;
  • небольшой отрезок ткани.

На рабочую поверхность складываем все ремни и выравниваем их. В противном случае ковер будет неровным.

Так как они должны быть одинаковой длины, обрезаем поочередно каждый ремень ножницами.

Берем отрезок ткани или резины, согласно длине ремней и кладем его на рабочую поверхность. Сверху распределяем ремни в желаемом порядке.

Фиксируем каждую деталь с помощью специального клея и оставляем до полного высыхания.

Стильный и весьма необычный ковер, сделанный своими руками готов! На самом деле существует множество подобных вариантов, поэтому можно смело экспериментировать с формой и размерами изделия.



Ковер из старой одежды

Если в вашем доме найдется несколько старых футболок, то самое время дать им новую жизнь в виде оригинального коврика.

В процессе нам понадобится следующее:

  • футболки из трикотажа;
  • швейная машинка;
  • нити;
  • ножницы.

Для начала разрезаем футболки таким образом, чтобы получилась длинная лента, как на фото. Поочередно сматываем каждую ленту в клубок.

Сплетаем ленты между собой в длинную косу. Намного более оригинально она будет смотреться, если использовать разные оттенки.

Для удобства можно свернуть их в один клубок.

Коврик может иметь любую форму, но в данном случае он будет овальным. Заворачивать заготовку лучше по часовой стрелке, как показано на фото.

Сшиваем детали между собой на швейной машинке или вручную.

На поворотах не стоит укладывать косу слишком плотно. В противном случае могут получится искривления.

Свободный конец просто подворачиваем на изнаночную сторону и фиксируем нитками.

Такое изделие прекрасно дополнит интерьер спальни или ванной комнаты.

Вязаный коврик

Любителям вязания также можно немного поэкспериментировать и сделать необычный коврик в виде сердца.

Для работы подготовим:

  • нитки;
  • ножницы;
  • крючок;
  • строительная сетка.

Пожалуй, самый сложный этап – создание заготовок. Их понадобится довольно много, ориентируйтесь исходя из желаемого размера коврика.

Когда все будет подготовлено, аккуратно вырезаем из строительной сетки желаемую форму. В данном случае – это сердце. Именно таким в результате будет коврик.

Пришиваем к сетке каждую заготовку, периодически расправляя их.

В результате получается очаровательный коврик, который станет стильным дополнением спальни.


Пушистый ковер своими руками

Для создания лаконичного, но в то же время стильного изделия понадобится:

  • ножницы;
  • пластиковая сетка;
  • резинки для афрокосичек;
  • хлопковая веревка.

Прежде всего стоит определиться с размерами будущего ковра. Исходя из этого обрезаем сетку и раскладываем ее на рабочей поверхности.

Хлопковую веревку делим на несколько небольших отрезков одинакового размера. Поочередно оборачиваем каждый отрезок вокруг сетки и закрепляем резинками. Чтобы ковер стал более пушистым, просто разделяем концы.

Повторяем все то же самое до тех пор, пока не заполним веревкой всю сетку. Если вам нужен большой ковер, и вы планируете делать его из нескольких деталей, то соединять их также нужно веревкой.

Стильный, оригинальный ковер украсит любое помещение.

Ковер из ниток

Тем, кто не желает тратить на ковер много финансов, предлагаем сделать максимально простой вариант на основе ниток.

В процессе понадобится следующее:

  • коврик для ванной или сетка;
  • шерстяные нитки;
  • ножницы.

Для начала необходимо сделать несколько заготовок в виде помпонов. Для этого оборачиваем нить вокруг пальцев, аккуратно снимаем ее и небольшим отрезком завязываем посередине, как на фото.

Разрезаем концы нитей ножницами. В результате получится пушистый помпон. Повторяем то же самое с остальной нитью, чтобы сделать достаточное количество заготовок.

На рабочую поверхность кладем коврик с отверстиями или сетку. Поочередно привязываем каждый помпон максимально близко друг к другу. За счет этого ковер будет максимально пушистым.

Когда изделие будет готово, можно обрезать концы ниток с обратной стороны.

Разноцветный коврик

Необходимые материалы:

  • ткань или старые футболки;
  • клейкая лента;
  • ножницы;
  • нить;
  • игла.

На рабочей поверхности раскладываем полоски ткани разного цвета. В данном случае их будет пять. Рядом кладем еще пять полосок, но в зеркальном отражении.

Берем розовую полоску и завязываем ее, как на фото. Продолжаем ее завязывать вокруг остальных, пока не дойдем до средины.

Делаем то же самое, начиная с другой стороны. Когда две розовые полоски будут рядом, связываем их между собой. Повторяем то же самое с остальными полосами.

Так как коврик получается довольно узкий, делаем еще один такого же размера.

Соединяем их между собой с помощью нитки и иглы. Стильный элемент декора готов!

Ковер из каната

Подготовим такие материалы:

  • канат;
  • канцелярский нож;
  • заготовка из ткани круглой формы;
  • клей.

На рабочую поверхность кладем канат и заворачиваем его, как на фото. Размер должен идеально совпадать с заготовкой из ткани.

Обрезаем остаток каната канцелярским ножом. На канат наносим клей и аккуратно прикладываем ткань.


В результате получается прекрасный коврик небольшого размера, который идеально подойдет для оформления прихожей.

Ковер в интерьере: классика или современное решение?

Если вы все еще сомневаетесь, подойдет ли ковер к вашему интерьеру, то рекомендуем посмотреть подборку фото.




















Многовековые традиции ковроткачества передаются из поколения в поколение многими народами. Безворсовые, гладкие ковры распространены у народов России, в Украине, в Молдове. Их ткань состоит из нитей основы в длину и нитей утка, располагающихся поперек. Узор получается от переплетения разноцветных нитей. Соткать такое изделие можно дома.

Инструкция

  1. Ворсовые ковры делаются на бесцветной основе. К ней узелками привязываются разноцветные нити, которые потом обрезаются на одинаковой высоте. Качество ковра зависит от его плотности, т.е. от количества узелков на 1 см2.
  2. Чтобы научиться ткать простой гладкий ковер вам понадобится ткацкий станок. Это простейшее сооружение состоит из основания, на котором укреплена деревянная рама. Нижняя перекладина закреплена неподвижно, верхняя - свободно ходит в пазах и закрепляется клиньями так, чтобы перекладины были строго параллельны. Размер станка зависит от величины ковра, который вы хотите сделать. У безворсовых ковров обе стороны имеют одинаковый рисунок, который образуется простым переплетением - перекрещиванием нитей основы и утка в шахматном порядке. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка. Поэтому техника такого ковроткачества называется счетной.
  3. Выбейте клинья верхней рейки из пазов, чтобы она опустилась на 2-3 см. Заправьте станок основой. Чтобы равномерно распределить нить основы, делайте пометки на рейке карандашом. Последние нити основы по бокам не должны быть ближе 10 см к боковинам рамы. Нить должна обвивать рейки строго вертикально. Конец нити привязывается к нижней перекладине, затем нить перекидывается через верхнюю перекладину и возвращается из-под нижней. Нити основы необходимо распределить равномерно. По бокам основы натяните по две-три нити дополнительно – это закрайки ковра, чтобы он не скручивался валиком. Заканчивают основу также на нижней рейке, привязав конец нити.
  4. Вбейте клинья в пазы верхней рейки, натянув основу. Разделите нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложите между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считайте по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считайте по паре нитей.
  5. Разделите основу ковра на пары. Сделайте уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привяжите одним концом к правой боковине станка, затем выводите ее сзади наперед, обхватывайте пару нитей основы и заводите снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепите на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделайте и под верхней планкой. Следите, чтобы плетенка была строго горизонтальной.
  6. Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нарежьте нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвейте каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок свяжите в узелок. Теперь, потянув за узелок, вы легко поменяете положение нитей.
  7. Приготовьте пряжу для утка. Смотайте ее в клубки, отмотайте на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложите первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибейте его к нижней плетенке колотушкой - специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8-10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка - справа налево - опустите ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.
  8. Принцип плетения соблюдается во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов начните делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следите, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.Вязание ворсового ковра происходит на таком же станке, но вместо ниток утка на пары основы узелками привязываются разноцветные шерстяные нити.

Что такое «Хенд Мейд»? Это банальное, обычное рукоделие, английская транскрипция, новое, модное, современное звучание. После того как термин вошёл в обиход, интерес к данному занятию возрос.

Хобби хенд мейд – это скучно или весело

Раньше на Руси только девушки из знатных семей могли себе позволить на досуге вышить носовой платок. Делали они это забавы ради и для того, чтобы показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать кротость нрава.

Крестьяне носовыми платками особо не пользовались, ткань экономили. Нужно было при помощи веретена создать сукно, пошить одежду, шторы, постельное бельё, скатерти, всё это вышить для себя, своей семьи, домашнего очага, уюта. Ещё и для барышень господ заготовить ткань, нити.

В наше время каждый человек разнообразит досуг по собственному усмотрению. Купить ткань не проблема. Лоскуты, ленты, нитки шерстяные, льняные, бисер бусинки, стразы, кружева помогают реализовывать самые смелые идеи на практике.

Модно делать одежду своими руками, аксессуары, самые разные украшения для интерьера комнаты. Блокноты, ковры, куклы, картины можно сделать при желании. хенд мейд – увлекательное хобби, которое по карману всем. Рукоделие же до сих пор считается чем-то скучным, нудным.

Почему именно ковры хенд мейд?

Кристиан Диор когда-то всерьёз хотел заняться изготовлением ковров. Это искусство покорило его, но в итоге он выбрал, всё же, одежду. Так сложилось. Несмотря на то, что метр отказался от этой своей затеи, и по сей день к коврам хенд мейд особенно уважительно относятся дизайнеры.

Солнечным утром откинуть одеяло в сторону и пройтись босиком по нежному, роскошному, дарящему негу ковру, приятно, безусловно.


Интерьер, уют в доме – источник самодостаточности. Бывает так, что площадь квартиры невелика. Как купить квартиру? Это сложный вопрос. Не всем и не в любом возрасте покупка просторной квартиры по карману. В связи с этим тоска может закрасться в душу, поселится в сердце.

Поток любви к себе в реке самодостаточности будет заблокирован то ли кочкой, то ли камнем нежелательных обстоятельств. Изменить это можно только если создать хороший дизайн интерьера. В этом случае, придя домой, можно будет отдохнуть, расслабиться. Нервная система будет восстанавливаться, настроение улучшится, исчезнет раздражительность, злость, ссоры.

Будет найден компромисс в нужный момент, дискуссия, диалог поможет улучшить взаимоотношения с коллегами. Возможно, исчезнет одиночество, неожиданно появится друг, любимый человек.

Ковёр, сделанный своими руками – это отличное начало, первый шаг на пути к успеху. Помещение станет другим. Сделать его можно как из специально закупленных материалов, таки и из ненужных лоскутков.

Подходящая техника изготовления

Просмотрев фото коврика своими руками, примеры, можно почерпнуть множество идеи. Коврики могут быть самыми разными. Техник их создания не так уж и много.

Выбрав лучшую, оптимально подходящую, сконцентрировавшись на творчестве, настроившись на успех и везение, следует приступить к работе. Сомнения лишние. Коврик сделать можно даже за один день.

Ковры бывают:

  • ткаными;
  • шитыми;
  • плетёными — из каната или из лоскутков;
  • вязанные крючком или спицами — с основой из ткани и без;
  • сделанные из древесины мягких пород, гальки и других материалов, которые вызывают симпатию.


Тканый коврик создают при помощи специальных инструментов. Данному методу много веков. Если траты на инструментарий в планы не входят, следует использовать всё, что есть под рукой. Это основной принцип хенд мейд.

Шитые коврики подразумевают использование любых тканей. Если много футболок, джинсов в доме завалялось, их можно порезать, превратить в аппликации, нашить на основу, использовать синтепон.

В наполнитель легко превратить те же футболки, свитера, пайты, блузки, измельчив до масштабов конфетти, чуть крупнее трухи – нити основного полотна должны их удерживать.

Придётся разделять основу на кубики, треугольники, чтобы наполнитель не скатывался, гармонично распределялся. После того, как всё это будет сделано, надо нашить полотно с рисунком.

Кубики и ромбики иногда мешают, деформируют рисунок. Рациональнее не превращать ковёр в одеяло, использовать несколько слоёв ткани или тонкий, гладкий, ровный синтепон.

Из одних лишь аппликаций и лоскутков можно создать пушистый, ажурный коврик при желании. Он будет менее прочным. Возможно, ему будет присуща асимметрия. Но разве это плохо? Главное, чтобы этот коврик подходил под дизайн интерьера, его стилистику.

Плетёные из лоскутов или каната создать сложнее. Нужно уметь вязать узлы. Пригодится схема-пример. Наловчившись, разобравшись во всём методом проб и ошибок, нарисовать свою собственную схему будет просто. Вот только сразу вряд ли получится её нарисовать.

Освоить искусство плетения ковров из лоскутов и каната проще всего на практике. Схема может испугать. На неё иногда долго смотрят, не решаясь начать. Нужна дерзость, оптимизм пригодится. Некоторым людям именно эта техника сразу легко даётся, становится любимой. Хенд мейд помогает раскрыть таланты, учит удивляться себе.


Как сделать коврик своими руками, если есть пряжа, крючок или спицы? Проще не бывает. Но времени процесс его создания займёт довольно-таки много.

Схемы помогут освоить это мастерство, научиться вывязывать нужную форму. Пригодятся помпоны. Из них быстрее получится сделать ковёр.

Часто выбираются необычные материалы для ковра хенд мейд. Используется всё, что есть под рукой — по собственному усмотрению, на свой вкус. Главное, чтобы в итоге ковёр получился не скользким.

Комната, квартира должна стать такой, чтобы в ней было комфортно. Это настоящая забота о себе. Отдохнуть после хлопотного дня, выспаться, согреться в зимнюю стужу, уделять немного времени каждый день лично себе важно.

Это можно сделать, если есть личное пространство, созданное при помощи ширмы или при помощи цвета, мастерства, таланта, изделий хенд мейд.

Фото коврика своими руками

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.
Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую “стиральную машину” где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в “мастерскую”. Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта “фабрика” если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.

Так делают основу ковра.

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.

Заглянули в частный дом к мастерице.

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье мы поговорим о коврах. Они есть у каждого дома, лежат на полу, или висят на стене. Спасают нас от холодного пола, или служат просто украшением, но нет наверное ни одного человека на земле у которого нет или не было ковра.

А что мы знаем об этом красавце? Большинство наверное знает только то, что сегодня существует два вида ковров:

  • натуральные — которые ткут вручную из окрашенной шерсти,
  • синтетические — изготавливаются на фабриках из синтетических материалов.

В давние времени ковер использовали для утепления жилища, тогда как в наши бни он несет чисто декоративную функцию.

И если раньше это был предмет роскоши, который берегли, передавали из поколения в поколение, то теперь, на фабриках ткут тысячи ковров в день, превратив его в продукт доступный, массового потребления.

Конечно в обоих случаях есть свои плюсы и минусы, но никакой фабричный ковер не сравниться в ковром ручной работы.

На Livejournal я нашла рассказ Николая Рыкова о поездке на Кавказ за ковром. Это живой и очень живописный рассказ » из первых рук», который интересно послушать.

Известно, что чай делают в Индии, в Германи – автомобили, а великолепные шерстяные ковры – в Табасаране. Я имею в виду настоящие, ручной работы ворсовые ковры, пёстрые узоры которых были придуманы много веков назад.



Мы поехали в Дагестан, чтобы как можно больше узнать об этом крае - стране гор - и конечно же не могли не заехать в то место, которое на весь мир славится своим ковровым производством - Табасаранский район. Между прочим, табасаранцы являются единственным народом России, которые продолжают заниматься традиционным видом национального искусства - ковроткачеством.

Известный скепсис о «фотографии на фоне ковра» породил несправедливое отношение к нему как к ненужной, давно устаревшей вещи. К тому же наши квартиры, в которых каждый стремится выразить свою индивидуальность, всё менее становятся похожими на жилища наших предков - и часто наполняются бессмысленными вещами.

Но жизнь летит очень быстро, и с годами начинаешь постигать ценность тех вещей, которые были придуманы много поколений назад. Мы с Янкой давно уже поняли, что ковёр в доме - вещь полезная, поэтому стали задумываться над тем, где бы его раздобыть. Поездка в Дагестан оказалась как нельзя кстати, став для нас своеобразным паломничеством за ковром.

Табасаран встретил нас великолепными пейзажами гор. Сочные краски зелёных долин, освещённых косыми лучами солнца, выглядели особенно торжественно на фоне надвигающихся свинцовых туч. Мы ехали в гости в один из многочисленных домов, где делают ковры, а в этом как раз заканчивали работу, начатую ещё полгода назад. Хозяева согласились нас подождать, чтобы мы смогли своими глазами увидеть завершение многомесячного труда нескольких мастериц. Мы конечно же спешили. По дороге Магомет - наш дербентский друг, который и организовал эту поездку - рассказывал историю Табасарана и в частности историю ковроделия.


Когда-то ковры были не такими нарядными, как сейчас, и служили вовсе не для украшения комнаты. Кочевые народы, населявшие страны Востока, стали делать их для своих жилищ в первую очередь как функциональную вещь, которая помогала бы хранить в доме тепло, без труда перевозилась из одного места стоянки в другое и при этом служила бы много лет. Со временем ковры стали покрывать узорами, которые делались всё более сложными и изящными, и по их убранству можно было судить о благосостоянии хозяина. Ковры стали предметом роскоши, не теряя при этом своих первоначальных качеств, и из бедных хижин перекочевали в дворцы восточных правителей и влиятельных богачей.

Сегодня ковры обязательно есть в каждом дагестанском доме: в семьях победнее лежат сумахи - безворсовые коврики, а в зажиточных домах полы устланы просто великолепными экземплярами - толстыми, с высоким ворсом и очень приятными на ощупь. Мы, заходя к кому-нибудь в гости, обычно не обращали на них особого внимания, пока не приехали в Табасаран и не узнали о том, сколько времени и труда стоит один такой шедевр.


Нас встретила Умганат Сулейманова - местная жительница, поэтесса и просто хороший человек. Ковры здесь делают почти в каждом доме - если не для продажи, то просто для себя. Умганат не исключение: говорит, когда плетёт ковёр - отдыхает душой.











Мы отправились в следующий дом, где пятеро мастериц заканчивали ткать большой ковёр. Работа над ним велась более шести месяцев!



Сняв по обычаю обувь перед крыльцом, мы по очереди протиснулись в маленькую комнатку, половину которой занимал станок. На нём был натянут очень красивый, почти готовый ковёр, а перед ним на низкой скамейке сидели женщины. Понять что-то в сложном переплетении разнообразных ниток и вспомогательных палочек просто невозможно. Назначение некоторых инструментов и вовсе не ясно. Женщины улыбаются, видя наше замешательство - они-то не глядя могут вязать свои сложные узелки, попутно рассказывая нам о своей работе и на примере показывая тонкости ремесла.




Чтобы сделать ковёр, для начала готовят основу: плотные хлопчатобумажные нити туго и тесно натягивают на раму параллельно друг другу. Затем к станку садятся несколько женщин - и начинается основная работа. Оперируя специальным крючком, они завязывают вокруг каждой нити особый узелок из цветной пряжи. Скорость, с которой движутся руки мастериц, фантастическая - так что невозможно уловить, как именно они завязывают узел.

Когда закончен ряд, его прессуют специальным тяжёлым гребешком, а неровные концы обрезают большими ножницами. Таким образом образуется определённой глубины ворс. Чтобы не ошибиться с рисунком, женщины сверяются со схемой по шпаргалке, а самые опытные ковровщицы знают узор на память.



Особое внимание в ковровом деле уделяется пряже. Самым ценным считается ковёр, сделанный из крашеной натуральными красителями шерсти. Как получить тот или иной цвет известно с давних времён - ведь раньше не было искусственных красок. Самые разнообразные цвета можно получить из растений и минералов, а также из некоторых насекомых.

Например, традиционный для дагестанских ковров красный цвет добывают из корня растения марена. Также многим знаком такой естественный краситель как хна, из которого получается красивый оранжевый цвет. В наши дни чаще используются синтетические красители. Это делает ковёр немного дешевле, так как не тратится огромный труд на сбор и обработку компонентов натуральных красителей, однако качество ковра от этого не уменьшается.



За рассказом женщины закончили свою работу. Одна из них разрезала нити-основы - и красивейший ковёр торжественно перенесли во двор для его первой фотографии. Теперь он должен отправиться к своему владельцу, которому прослужит не менее 300 лет - нетрудно представить, сколько будущих поколений увидит этот ковёр.






Когда мы приехали в гости к Мигдету Гаджиевичу, мы уже поняли, что уехать из Табасарана без ковра у нас не получится - это было как раз то единственное место, где нужно совершать подобные приобретения. Мигде, в прошлом директор местной школы, а сегодня - человек, который вместе со своей семьёй пытается сохранить в районе ковровое производство, также рассказал нам немало интересного.

С древних времён табасаранцы занимаются ковроделием, и ковры здесь ткали в каждом доме – и для себя, и для продажи. Мастерство передавалось от старших младшим: девочки с раннего детства смотрели, как работают мамы, и молодыми женщинами уже становились опытными мастерицами. В табасаранских семьях женщины были основными кормильцами семьи, так как зарабатывали много больше мужчин.

В советские годы в Табасаране было налажено организованное производство ковров. Их стали ткать не по домам, а в одном большом ковровом цехе, куда приходили работать практически все женщины селений. В наши дни этот цех ещё работает, но уже далеко не в полную силу, а большая часть ковровщиц снова вернулась к работе дома.

Ковровый цех.









Пока мы слушали Мигдета Гаджиевича, к нам вышла его мама Аминат - девяностолетняя женщина, которая считалась лучшей ковровщицей в селе.
- Дети до сих пор заставляют меня работать,- шутливо жалуется Аминат, показывая на своё вязание. Дети смеются, переводя нам со сложного табасаранского языка слова матери.

Наконец, на двор вынесли ковры, которые были сделаны женщинами этой семьи. Мы щуримся от ярких красок, усиленных солнцем, и, переглядываясь с Янкой, понимаем, что наш ковёр наконец-то нас нашёл и сейчас как раз лежит перед нашми. Через несколько минут в багажнике нашей машины уже лежал аккуратный свёрток, который мы собирались развернуть уже в Москве, в своей квартире.

Весь оставшийся вечер мы провели в гостях у Гаджимурата, главы Табасаранского района, где подняли не один тост за гостей и хозяев, за детей и родителей, за Дагестан и Россию в целом и ещё много-много за что, о чём сейчас уже трудно вспомнить. Сейчас, когда я дома пишу этот пост, я с удовольствием ещё раз говорю спасибо всем табасаранцам, которые проявили к нам столько искреннего гостеприимства, а также тем, кто помог нам приехать в Табасаран.






Лучшие статьи по теме