Biokraft - Женский портал
  • Главная
  • Уход за волосами
  • Почему ребенок плохо ведет себя в школе, а дома хорошо. Ребенок плохо себя ведет в школе. Как разговаривать с учителем? Плохое поведение ребенка в школе что делать

Почему ребенок плохо ведет себя в школе, а дома хорошо. Ребенок плохо себя ведет в школе. Как разговаривать с учителем? Плохое поведение ребенка в школе что делать

Как часто можно заметить на улице малышей, которые капризничают, топают ножками, плачут, и родителей, которые из последних сил стараются сохранять спокойствие. Плохое поведение детей — не редкость. И всем взрослым полезно знать, как реагировать на , крик и слезы, чтобы сберечь свои нервы, а также сохранить психическое здоровье ребенка.

Чтобы избежать плохого поведения малыша, родители должны, прежде всего, разобраться в причине детской агрессии. Чаще всего источником всех бед являются ошибки мамы и папы. И лишь изредка дети начинают капризничать, увидев плохой пример на улице или по телевизору. Но в любом случае правильные действия родителей могут спасти ситуацию.

Причины плохого поведения ребенка

Причины плохого поведения различны, но как правило это недостаток внимания со стороны взрослых. Очень часто дети начинают шалить, баловаться, бить окружающих или плакать только для того, чтобы привлечь внимание родителей. Поэтому перед тем, , подумайте, возможно, малыш просто нуждается в общении с Вами, а Вы из-за своего загруженного графика работы вспоминаете о нем только тогда, когда он выходит из-под контроля? В таком случае порицания – не самый лучший способ общения. Постарайтесь уделять сыну или дочери больше внимания, организовывать совместные прогулки, семейные ужины, вместе заниматься творчеством, чаще разговаривать. А вот на плохое поведение ребенка лучше реагировать более прохладно. И тогда желая привлечь Ваше внимание и заслужить Вашу похвалу, малыш начнет вести себя лучше.

Еще одна возможная причина плохого поведения детей кроется в излишней опеке родителей. Нередко мамы и папы пытаются не только сделать за своего ребенка всю работу, но также и навязать ему свое мнение. Уже в возрасте 2-3 лет малыши начинают проявлять самостоятельность. Они буквально отталкивают родителей с криком « Я сам!». И дальнейшее агрессивное поведение детей дошкольного возраста во многом основывается на духе бунтарства и настойчивости в борьбе за свое «Я».

Чтобы избежать истерик и скандалов, родители должны научить ребенка действовать самостоятельно и начать ему доверять. Пусть совсем немного, только в рамках детской комнаты, но малыш должен чувствовать себя абсолютно самостоятельной личностью, ответственной за свои игрушки и за свои вещи. Даже если у него не всегда все получается, лучше пускай неумело убирает в своей комнате, чем в то время, пока Вы убираете за него, носится по всему дому и раскидывает вещи.

Ни в коем случае не критикуйте сына или дочь за ошибки! Сразу настройтесь на то, что их будет очень много. Но не забывайте о том, что постоянная критика и унижения могут негативно сказаться на психике ребенка. Он потеряет уверенность в себе и веру в свои силы. Ваши постоянные упреки могут заставить малыша думать, что у него все равно никогда не получится так же хорошо, как у Вас. И что самое страшное, он даже не будет пытаться выполнять Ваши просьбы. Это спровоцирует новую волну капризов и плохое поведение ребенка в школе.

Позволяйте малышу чаще расслабляться и получать удовольствие от жизни. Не нужно требовать от него успехов по всем предметам. Лучше вместе с ним определите, что ему по душе и занимайтесь дополнительно в одном или нескольких выбранных направлениях. Ребенок, увлеченный любимым делом, никогда не будет капризничать по пустякам.

Еще одна распространенная причина плохого поведения детей – протест. Нередко дети начинают буквально мстить взрослым за обиды, несправедливые наказания, невыполненные обещания, разочарования или даже ревность. И все это выливается в капризы, плачь, крики или открытый бунт. Обязательно определите причину детской агрессии и постарайтесь ее устранить. Никогда не забывайте о своих обещаниях и будьте справедливыми родителями. Не важно, покупаете ли Вы своим детям два дорогих велосипеда или просто делите мороженое. Постарайтесь избежать зависти, и обид в семье. И тогда у Ваших детей не будет поводов для мести, а значит и не будет причин для плохого поведения.

Очень часто дети начинают плохо себя вести из-за того, что они не могут оправдать слишком завышенные требования родителей. Ребенок не может стать чемпионом по боксу или выиграть соревнования по танцам, у него не получается закончить год на «отлично» или получить диплом за школьную олимпиаду. А родители, вместо того, чтобы поддержать ребенка и настроить его на будущий успех, начинают давить и поддевать его, сравнивая с другими детьми. В такой ситуации у многих малышей опускаются руки, они перестают стараться, забрасывают учебу, начинают проводить больше времени с друзьями, которые их понимают и ничего от них не требуют. А ведь до медали по боксу оставалось совсем немного, да и оценки в школе были очень хорошими. Получается, что все испортили сами родители.

Дети очень нуждаются в похвале и поддержке, а для взрослых очень важно вовремя пересматривать свои требования и радоваться любым успехам ребенка. Всегда ищите повод для гордости, старайтесь отмечать даже самые маленькие успехи своего чада. Это сделает его сильным и самоуверенным, а такие дети не капризничают и не хнычут без причин.

Коррекция поведения детей

Коррекция поведения детей основана на определенных принципов, которых должны придерживаться родители, чтобы исправить поведение своего ребенка.

Прежде всего, нужно постараться найти золотую середину между строгостью и полной демократией. Ребенок будет чувствовать себя в безопасности, если родители будут довольно строгими, но понятливыми.

Постоянно анализируйте поведение сына или дочери. Это позволит Вам предупреждать кризисные ситуации еще до их наступления.

Определите для себя наиболее типичные ситуации, в которых малыш начинает капризничать, и выработайте стратегию, как с этим бороться. Постоянство и терпение очень важны в воспитании.

Занимайте ребенка играми, упражнениями или работой по дому. И тогда Вы избежите ситуаций, когда малыш балуется просто так от скуки.

Сразу реагируйте на нежелательное поведение ребенка. Старайтесь сохранять спокойствие, просто разговаривайте с малышом и объясняйте ему причину Вашей негативной реакции. Но всегда строго пресекайте действия, представляющие опасность для его жизни и здоровья.

Никогда не критикуйте ребенка лично. Осуждать можно только поступки, но никак не людей. Малыш должен знать, что в любой ситуации он остается для Вас самым лучшим и самым любимым.

Воспитание

Вряд ли кого-то из родителей радует замечание в дневнике сына или дочери, звонок учителя по поводу плохого поведения их ребенка, и еще неприятнее, когда принимается крайняя мера - папу и маму приглашают в школу для встречи с директором.




Самая главная ошибка родителей

Как правило, ребенок не становится сразу отъявленным нарушителем школьной дисциплины: к этому он идет постепенно! Все дети приходят в первый класс с желанием быть примерными учениками, хорошо учиться, радовать успехами учителей и родителей. Однако через какое-то время некоторые почему-то становятся отъявленными лодырями, прогульщиками, нарушителями дисциплины! Так в чем же ошибка родителей?

Ошибка в том, что они вовремя не реагируют на тревожные «звоночки»: на родительском собрании ребенка не хвалят, от учителей поступает информация о том, что он не всегда внимателен на уроках, плохо ведет себя на перемене. Сначала кажется, что все это несущественно: отвлекся на уроке, толкнул одноклассника во время перерыва - ну и что? Ведь это дети! Действительно, если это случается редко, тогда ничего страшного! Другое дело, если жалобы от учителей идут часто: это говорит о том, что ребенок уже привыкает к тому, что вести себя можно как угодно! Учителя жалуются, родители молчат. Маленький озорник чувствует себя вполне комфортно: он может позволить себе делать все, что захочет!

Перерастет...

Некоторые родители успокаивают себя тем, что ребенок, став старше, образумится и будет вести себя по-другому. Вполне возможно, что их надежды оправдаются. Но есть и другой вариант: взрослея, он будет становиться лишь еще более самоуверенным, циничным, привыкнет к тому, что ему все можно! Поэтому более мудро поступают те родители, которые не уповают на «время», а немедленно принимают меры для того, чтобы направить энергию ребенка в нужное русло. А для этого родителям сначала придется решить несколько вопросов.

Почему ребенок ведет себя плохо?

Прежде всего, выяснить причину, почему их сын или дочь ведут себя не так, как другие. Почему их одноклассники могут вести себя на уроках и переменах хорошо, а они никак не могут держать себя в рамках правил школы. Вот некоторые возможные причины:

  1. Ребенок желает быть лидером: его активность - средство самоутверждения.
  2. Хочется всегда быть в центре внимания: нет лучшего способа привлечь взгляды всех окружающих, как что-нибудь вытворить.
  3. Не дается учеба, нет должной мотивации к знаниям: бурные игры на перемене, разговоры во время урока помогают нерадивому ученику скрасить школьные часы, то есть избежать откровенной скуки.
  4. Не выработана усидчивость.
  5. Ребенок слишком эмоциональный по характеру: ему трудно сдерживать свои чувства и порывы желаний.
  6. Виной всему нерастраченная энергия: у ребенка есть отличный потенциал для занятий спортом, но он им не занимается, и школа становится единственной площадкой для его «показательных выступлений».
  7. В силу каких-то причин ребенок некомфортно чувствует себя в классном коллективе: его выходки - способ самозащиты.

Разговор по душам

Возможно, родителям придется не раз задавать своему сыну или дочери вопросы по поводу поведения, прежде чем прояснится какая-то картина. Дети умеют скрывать истинные мотивы своих поступков, но все-таки их можно вызвать на откровенность, если проявить максимум тактичности и терпения: ни в коем случае нельзя тут же, как только выяснится причина дерзкого поведения, ругать сына или дочь, нельзя умалять значение детских проблем и тут же требовать пустые обещания. Ребенок не сможет их выполнить сразу: ему нужно будет время для того, чтобы измениться. Нужно постараться помочь ему выйти из ситуации, которая и для него самого достаточно сложная.

Представьте себе, что вас, взрослого человека, на работе никогда не хвалят, чаще ругают: как бы вы относились к своим обязанностям и самому месту работы? Точно так же и ребенок начинает относиться к школе: ему не хочется туда идти, у него полностью пропадает интерес к знаниям; внутреннее недовольство, раздражение выливается в новые конфликтные ситуации с учителями и одноклассниками.

Какие можно принять меры?

1. Иногда, если окажется, что ребенок не очень комфортно чувствует себя среди одноклассников, можно перевести его в другой классный коллектив или даже в другую школу.

2. Если у ребенка ярко выраженные лидерские задатки, помочь ему найти себя, то есть найти ту область, в которой он действительно будет лучшим.

3. Проблему с успеваемостью тоже можно сгладить, если помочь ребенку наверстать упущенный материал, систематически проверять домашние задания - результат обязательно будет.

4. С теми детьми, у которых нет усидчивости, нужно усиленно заниматься, постепенно прививая им терпение и покладистость.

5. В особо сложных случаях, когда ребенок никак не хочет меняться, не идет на контакт с родными, нужно обязательно обратиться к психологу

Родителям придется и самим проявить максимум дисциплинированности: не так легко ежедневно уделят внимание урокам сына или дочери, поддерживать постоянный контакт с учителями, уметь находить те аргументы для ребенка, которые могли бы заставить его изменить свое поведение в обществе, отношение к сверстникам и старшим. Однако бороться с непослушанием надо: чем раньше родители обратят внимание на факты вызывающего поведения ребенка, тем лучше. Иногда достаточно нескольких строгих замечаний или нравоучительных бесед, чтобы сын или дочь захотели исправиться.

Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей!

Ольга Крусь (учитель)
специально для сайта



Часто приходится выслушивать жалобы о «плохом» поведении детей в школе. Причины школьной дезадаптации могут быть различными, и собственно медицинские проблемы среди них занимают далеко не основное место.

Ребенок может вести себя неправильно, если с раннего возраста воспитывается в условиях безнадзорности, недостатка эмоциональных контактов в общении, безучастности к его развитию. При этом с задержкой формируются такие личностные свойства, как инициативность, любознательность, а также игровые и социально-коммуникативные навыки. Неблагополучные семейные условия с противоречивыми по своей направленности, конфликтными отношениями ведут к формированию особой модели поведения ребенка. Ребята усваивают «дурной пример» для подражания, наблюдая привычное разрешение ссор с помощью драки, культивирование агрессии, физической силы в семье. Школьная дезадаптация усугубляется, разумеется, воздействием неформальной подростковой группы с асоциальными проявлениями – уходами из дома, воровством, ранней алкоголизацией.

У ребенка может нарушиться поведение в условиях внутрисемейного или школьного конфликта, сопровождающегося психическим напряжением, тревожным ожиданием неудачи, переживанием собственной несостоятельности. Школьная дезадаптация при этом проявляется особым, «защитным», типом реагирования в виде ухода в мир собственных фантазий, игр в одиночестве, возникновением внушенных соматических недугов. Такого рода расстройства могут наблюдаться как в младшем, так и в старшем школьном возрасте на фоне психической слабости, снижения устойчивости к нагрузкам.

Понятно, что «плохое» поведение в ряде случаев обусловлено «природными», биологическими факторами: выраженной аномалией характера, психическим заболеванием, депрессивным состоянием, умственной отсталостью. Это явно «патологический» вариант школьной дезадаптации, и в таких случаях требуется прежде всего соответствующее лечение.



Психические заболевания в детском возрасте, к счастью, встречаются не так часто. Для ребят с выраженным сниженным интеллектом существуют специальные школы. Что касается общеобразовательных (массовых) школ, то трудности в поведении можно разделить на следующие группы.

«Нездоровые» реакции
С ними родители и педагоги знакомы гораздо лучше, чем врачи. Ребенок может расплакаться при обидном замечании или ответить грубостью на требование, которое кажется ему неприемлемым. Он может вызывающе вести себя на уроках нелюбимой учительницы или «назло» испортить вещи, которыми дорожит мама. Эти явления могут иметь вид психологически понятной, вполне адекватной реакции или выходить за рамки условной нормы.

Какими признаками отличаются болезненные реакции?

Во-первых, они чрезмерно интенсивны, ярко выражены и вследствие этого затрудняют учебу ребенка, его адаптацию в коллективе. Во-вторых, такого рода реакции возникают в разных ситуациях, с различными людьми. В-третьих, степень реакции не соответствует поводу, ее вызвавшему (появление гнева, агрессии в связи с пустячной, ничтожной причиной). В-четвертых, реакции личности сопровождаются жалобами на головные боли, плохой сон, снижение аппетита, подавленное настроение и т.д.

Все реакции – состояния временные, преходящие, они длятся минуты, часы, но никак не больше. У каждого человека возникают преимущественно реакции определенного вида.

Самыми распространенными являются реакции протеста (оппозиции). Они возникают у ребенка в связи с несправедливым, оскорбительным отношением к нему со стороны родителей, ущемлением самолюбия, переживанием обиды и недовольства, конфликтами со сверстниками, школьной неуспеваемостью. Реакции выражаются непослушанием, грубостью, агрессией, отказом от выполнения требований взрослых. Подобным образом ребенок реагирует только в психотравмирующей ситуации, в отношении определенных лиц. Реже, в случае так называемых «реакций активного протеста», неправильное поведение наблюдается в разной обстановке, возникает часто, по малейшему поводу. При этом нередки проявления гнева, жестокости, агрессии. Большей частью такие реакции сопровождаются покраснением лица, потливостью, сердцебиением, двигательным возбуждением. У некоторых пациентов происходит сужение сознания, они ведут себя вызывающе «плохо», как бы «не помня себя», полностью не отдавая себе отчета в своих поступках.

Реакции пассивного протеста проявляются в разнообразных формах: в уходах из школы и дома, отказе от еды, эпизодическом недержании мочи или кала, попытках самоубийства, а также в форме элективного мутизма (избирательной немоты). Такого рода реакции всегда связаны с изменившимися отношениями в семье или коллективе, проявлением недовольства и враждебности со стороны окружающих, некоторой настороженностью, капризностью ребенка.

Реакции имитации проявляются стремлением подражать поведению взрослых или сверстников. Понятно, что таким образом могут закрепляться нежелательные формы поведения при повторении ребенком недостойных поступков родителей или молодежных «авторитетов». Он может проявлять враждебное отношение к окружающим, имитируя агрессию отца в семье, или пренебрежительное отношение к старшим, подражая поведению сверстников в группе. Так, подростки могут начать курить, выпивать, заниматься онанизмом. Закреплению таких поведенческих реакций способствуют слабоволие, подчиняемость и отсутствие позитивных примеров. Иначе говоря, поведенческие стереотипы, возникшие по механизму имитации, чаще появляются у детей с чертами неустойчивости.

При желании скрыть, преуменьшить, замаскировать явный или мнимый дефект внешности или психический изъян возникают реакции компенсации или гиперкомпенсации. Физически слабый ребенок перед сверстниками хвастается собственным спортивным разрядом или достижениями брата. Это пример так называемой «косметической лжи». Он также может предаваться мечтам и фантазиям, в которых представляет себя мужественным, сильным и непобедимым. Подросток, стремясь завоевать авторитет, может бравировать показной грубостью, развязностью, эпатировать окружающих вызывающим внешним видом. У девочек желание оказаться в центре внимания проявляется сочинительством небылиц о высоком положении родителей, невероятном успехе у молодых людей. Они стараются ярко одеваться, по-особому причесываться, злоупотребляют косметикой.

Подростковому возрасту наряду с перечисленными свойственны и иные, особые реакции. Наиболее известны реакции эмансипации – стремление к самостоятельности, независимости, освобождению от влияния взрослых. Подростки стремятся «делать жизнь» по-своему, критически оценивая достижения старших. Иногда это желание действовать вопреки общепринятым правилам приобретает утрированные, карикатурные формы.

Врачи и психологи выделяют реакцию группирования со сверстниками. Подростки склонны образовывать группы, в которых при внешне неформальных отношениях неизбежны лидеры и исполнители. Подобные объединения более характерны для мальчиков. Естественное возрастное стремление общаться «ватагой» приобретает нежелательный оборот, когда подростки совершают асоциальные поступки, правонарушения.

Склонность к реакциям увлечения – неотъемлемая психологическая черта подросткового возраста. Перечислить все увлечения ребят невозможно. У части подростков это – стремление к получению информации, приобретению знаний и встречам с интересными людьми. У других – азартные игры, стремление выделиться в спорте, художественной самодеятельности, овладении иностранным языком. У некоторых – желание физического совершенствования путем особого режима, упорных тренировок. Для всех этих реакций характерны особая направленность интересов и «сверхценное» отношение к собственным занятиям.

Аномальный характер
Дети с особым, аномальным характером формируют вторую обширную группу состояний, вызывающих школьную дезадаптацию.

Треть из них – личности с преобладанием повышенной эмоциональной возбудимости. Это дети, которые дают реакции гнева, неудовольствия, отказа по малейшему поводу, взрываются при любом незначительном внешнем раздражении. При замечаниях, неприятных для них требованиях, ущемлении их интересов они начинают кричать, разбрасывают или портят вещи, бранятся, угрожают и проявляют агрессию. На пике аффекта такие субъекты не помнят себя: с бледным, перекошенным лицом могут наговорить много гадостей окружающим и совершить такие поступки, о которых впоследствии искренне сожалеют.

В дошкольном возрасте дети с повышенной возбудимостью с трудом удерживаются в детском коллективе, постоянно бьют сверстников, не терпят ограничений, запретов, нарушают режим учреждений. На замечание или порицание взрослых они реагируют падением на пол, рыданиями, криками и стенаниями, которые выводят из равновесия окружающих. Некоторые могут надолго запомнить обиду и впоследствии отомстить обидчику. В других случаях проявлением протеста возбужденного ребенка может быть его побег из дома, в более позднем возрасте – из школы.

С наступлением у детей переходного возраста взрослым чаще приходится сталкиваться с поведенческими проблемами. У подростков наблюдаются неконтролируемые вулканические вспышки ярости и гнева. Гормональная перестройка организма, как известно, способствует еще большей возбудимости нервной системы. К тому же в этом возрасте ослабевает власть родителей над подростком, а сдерживающие морально-нравственные представления зачастую оказываются недостаточно сформированными.

На фоне агрессии, постоянной конфликтности подростки могут совершать асоциальные поступки и правонарушения, сквернословят, отказываются от учебы, иногда прибегают к попытке самоубийства. Несмотря на кажущееся разнообразие поведенческих нарушений, всегда можно заметить, что в их основе лежат повышенная возбудимость и склонность к бурным, аффективным разрядкам.

Известны ли причины «возбудимого» характера?

Первопричиной является задержка формирования эффективного процесса торможения в связи с врожденной особенностью ребенка или вследствие отрицательных факторов, действовавших на его мозг во внутриутробном, родовом периодах или вскоре после рождения (интоксикации, болезни матери, обвитие пуповиной, родовая травма и др.). Нежелательные формы поведения у ребенка могут сформироваться по механизму подражания. Если ребенок наблюдает грубость, вспыльчивость, бесцеремонность родителей, то он легко может усвоить подобные манеры. Наряду с этим повышенная возбудимость ребенка может развиться в ситуациях, которые часто вынуждают его к протесту и оппозиции. К примеру, деспотизм, чрезмерная требовательность родителей вынуждают ребенка бороться с неудовлетворительными семейными условиями. Ошибочные, неадекватные формы поведения при этом могут зафиксироваться. Наконец, возможно и прямое культивирование нежелательных свойств ребенка родителями или авторитетными посторонними людьми, которые сами отличаются далеко не идеальным характером.

Почему дети агрессивны?
Легко ли врачу прийти к однозначному выводу о наличии патологического характера у ребенка?

Нет, конечно. «Плохим» поведением грешат ведь совершенно разные пациенты. Повышенная возбудимость – следствие не только особого характера, она может быть как у дурно воспитанного, так и у страдающего тяжелым душевным заболеванием ребенка.

Почему вообще дети проявляют агрессию, бьют друг друга? Связано ли это в первую очередь с методами их воспитания, особенностями характера, личностью родителей?

Зарубежные психологи считают, что агрессию проявляют дети, которые сами боятся быть травмированными. Иначе говоря, в ее основе находится страх, связанный с прошлыми травмами и переживаниями, которые не вспоминаются, но живут в подсознании ребенка. Агрессивность проявляют дети, пережившие глубокую обиду, душевную травму или нападение в прошлом (насилие со стороны сердитых родителей или разгневанных учителей). Исходя из этой концепции ученые рекомендуют прежде всего воспитывать у детей начиная с детского сада миролюбие, доверие и самоуважение. Для этого предлагаются специальные игры для малышей, особое поведение педагогов в школе, подражание положительной модели поведения взрослых.

Отечественные специалисты большое значение в происхождении агрессивности придают биологическим, врожденным предпосылкам и нажитым, приобретенным качествам личности ребенка.

Распознавание патологических черт характера основано на том, что у детей отмечаются изменения со стороны глубоких «природных» сфер психики – темперамента, инстинктов, влечений. Поэтому уже в возрасте 2–4 лет врачи могут заметить, что ребенок отличается постоянным хмуро-недовольным настроением, совершенно не переносит дискомфорта – голода, жажды, охлаждения – или стремится садистски причинить боль близким. Иногда окружающими это расценивается как жестокость, отсутствие чувства сопереживания или крайний эгоизм. В более позднем возрасте при столкновении с меняющимися жизненными условиями у таких детей постепенно происходит формирование аномального личностного склада.

Распространенной разновидностью аномального характера являются личности с преобладанием так называемых черт неустойчивости.

Все дети с неустойчивым характером отличаются безответственностью, беззаботностью, поверхностностью суждений и реакций, не могут устоять перед соблазнами, подражают поведению ребят, с которыми «группируются».

Черты неустойчивости наблюдаются у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Наиболее ярко они проявляются в возрасте 10–13 лет и чаще всего в виде уходов из дома и школы. Уходы и бродяжничество развиваются по определенной схеме. Первые побеги возникают вследствие обиды, ущемленного самолюбия, страха наказания за какой-то проступок (двойка в школе, разбитая ваза, украденные деньги). Вначале уходы нередко объясняются нежеланием сделать какое-то усилие, выполнить требование педагогов, преодолеть трудности – попросту говоря, систематически работать. Иногда уходы вызваны стремлением освободиться от опеки и контроля со стороны родителей, продемонстрировать собственные неуязвимость и самостоятельность. Следовательно, поначалу бродяжничество возникает по какому-то конкретному поводу. Оно носит, по выражению врачей, характер реакций протеста.

Повторяющиеся побеги совершаются детьми уже бездумно, по определенному стереотипу и без предварительной подготовки. При этом дети затрудняются назвать причину уходов и прибегают к выражениям: «Тянет, хочется, не могу бороться, преодолеть себя...».

Нередко уходы из дома объясняются так называемой «сенсорной жаждой» – ребятам постоянно необходимы новые яркие впечатления, удовольствия, «ветер перемен». Поэтому они часами катаются на автобусах по городу, подолгу бродят по улицам, разглядывая витрины. Стремление уйти из дома обусловлено желанием увидеть новые места, участвовать в приключениях, потребностью во все новых развлечениях.

Сенсорный голод – проявление психической незрелости ребенка. Это дети – романтики, мечтатели, фантазеры. В школе им невыносимо скучно, будничные дела быстро надоедают. С возрастом страсть к перемене мест блекнет, дети «остепеняются». Впрочем, всем известны взрослые – вечные мигранты, неисправимые «перекати-поле».

Считается, что патологические черты характера неустойчивого типа формируются в результате частичной задержки развития эмоционально-волевой сферы ребенка. Если эта незрелость (инфантилизм) с годами преодолевается, то, соответственно, сглаживаются и черты неустойчивости – происходит определенная гармонизация личности. При неблагоприятно складывающихся жизненных условиях проявления неустойчивости сохраняются со всеми вытекающими последствиями – правонарушениями, развитием хронического алкоголизма или наркомании.

Чтобы избежать неприятных последствий в подобных случаях, настоятельно рекомендую родителям своевременно обратиться к детскому психиатру. Если амбулаторное лечение и психотерапевтически направленная, грамотная беседа с врачом не приводят к успеху, то остается крайняя мера – «закрыть ребенка на ключ». Других эффективных способов помочь ему не существует.

В повседневной учительской практике консультация психоневролога сравнима разве что с навигационным атласом мореплавателя. В этой публикации мы продолжаем разговор об особенностях социально-психологической дезадаптации детей в школе.

Негативные амбиции
Ребята с преобладанием гипертимных черт характера отличаются приподнятым настроением, усиленным стремлением к деятельности. Они неизменно всем довольны, говорливы, в группе сверстников обычно стремятся к лидерству. Повышенное настроение, как правило, сочетается с двигательной расторможенностью, неусидчивостью, а также с раздражительностью, вспыльчивостью. Дезадаптация таких детей в школе объясняется их непоследовательностью, желанием командовать, настоять на своем. Веселость, беспечность и внешнее добродушие сочетаются в этих случаях с неумением подчиниться общим требованиям, постоянными нарушениями дисциплины, неспособностью «держать себя в узде», контролировать собственные поступки.

Основной особенностью лиц с преобладанием истероидных черт характера является «жажда признания», стремление привлечь внимание, быть в центре событий, «на виду». Отсюда желание казаться интересным, значительным человеком, нарочитость, демонстративность и театральность в поведении, манерах, высказываниях, неуемное фантазирование.

Школьная дезадаптация таких детей часто связана с их стремлением к первенству, пренебрежением интересами коллектива, постоянным враньем. Из-за ущемленного самолюбия, непризнания их исключительности, неприемлемости учебных нагрузок этим личностям всюду сопутствуют конфликты.

Подростки с истероидными чертами характера из-за желания приобрести репутацию «крутого парня» в молодежной группе совершают асоциальные действия – алкоголизируются, воруют, употребляют токсические вещества. В своих легендах они всегда герои, вызывающие поклонение толпы. Ребята увлеченно повествуют о любовных историях, покровительстве важных персон, исключительно «полезных» знакомых – артистах, спортсменах, «начальниках». Душещипательные истории, мифы и «замыслы» подростков всегда имеют одну цель – повысить свой рейтинг среди окружающих. Подобное «творчество» истероидных субъектов удачно называют «косметической ложью».

Причинами школьной дезадаптации могут быть также расстройства, развивающиеся по механизму «условной желательности». Именно поэтому у слабо успевающего школьника появляется чувство удушья, сердцебиения, припадки, ощущение «комка в горле», мучительные головные боли и другие нарушения, которые оправдывают его плохую учебу или избавляют от посещения школы. Девочка может «хлопнуться» в обморок для того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную слабость, хрупкость и вместе с тем утонченность и неординарность своей натуры. По таким же механизмам развиваются астазия, абазия (невозможность стоять и ходить), афония (потеря голоса), утрата чувствительности в конечностях, преходящее косоглазие, тики, судорожные припадки и даже параличи.

Откуда берутся детские фобии?
Психоневрологу часто приходится иметь дело с совершенно иными личностями – детьми робкими, неуверенными в себе, «слабыми». Это, по врачебной терминологии, патологические характеры тормозимого типа.

Речь идет о психастеническом расстройстве личности. У детей возникают опасения, что с ними или с их близкими может случиться несчастье, они фиксируются на неприятных ощущениях в теле, постоянно думают об опасности возможных тяжелых заболеваний, избегают всего незнакомого, нового, склонны к различным суевериям и мистике.

Начиная с переходного возраста психастенические черты характера выражены в полной мере: подростки пребывают в постоянных сомнениях, мучительных размышлениях о «правильности» своей жизни, тревожном обдумывании предстоящих событий. Будущее представляется им таинственным, сложным и непредсказуемым. Такие дети отличаются нерешительностью, склонностью к рассуждениям, самокопанию, «умственной жвачке».

У детей с преобладанием тревожно-мнительных черт характера компенсаторно развиваются чрезмерная приверженность к определенному порядку, привычному стереотипу жизни. Эти личности отличаются педантизмом, подчеркнутой аккуратностью и обязательностью.

Вследствие отмеченных особенностей характера у психастеников нередко возникают разнообразные навязчивые расстройства. В детском возрасте чаще приходится видеть невротические навязчивые страхи (фобии) и навязчивые движения. Последние весьма разнообразны: моргание, нахмуривание лба, шмыганье носом, подергивания плеч, втягивание живота, покашливание и т. п. Эти явления знакомы родителям и педагогам под названиями «тики» и «гиперкинезы».

Что касается навязчивых страхов, то наиболее распространенными у детей являются страхи загрязнения, отравления, заражения. Нередко можно наблюдать страхи острых предметов, лифтов, метро и других закрытых пространств. В иных случаях дети боятся перейти городскую площадь или поляну в лесу (страх открытых пространств). В более позднем возрасте, по мере осознавания детьми понятий жизни и смерти, у ребенка могут появиться навязчивые страхи собственной смерти или кончины родителей, страх подавиться едой, опасения удушья, сердечного приступа и т. п. Специфическими для детей являются страх речи у заикающихся школьников, страх покраснеть (эритрофобия). Обычно при наличии подобных нарушений дети ищут помощи, охотно соглашаются на лечение, четко выполняют врачебные рекомендации.

При длительном существовании фобий у ребенка развиваются особые, так называемые защитные, ритуальные действия. Эти явления психологически понятны и развиваются по механизму: «надо сделать так, чтобы не случилось несчастье...». Поэтому ребенок с навязчивыми страхами может определенное число раз стучать по дереву, особым образом повернуться, перешагивать через половицы или световые полосы, пританцовывать и т. п. Не выполнив ритуал полностью, ребенок не чувствует облегчения, у него не уменьшается психическое напряжение, не появляется ощущение покоя и расслабленности. Являясь серьезным психическим расстройством, защитные ритуальные действия зачастую воспринимаются родителями как привычка или выражение суеверия детей.

Внимание: перед вами тихони и недотроги
Некоторые дети отличаются выраженной замкнутостью, отгороженностью от реальности, сниженной потребностью в общении со сверстниками, внешне эмоциональной невыразительностью. Такие особенности характера получили название аутистических, или шизоидных. Первое название указывает на «поворот» личности ребенка к своему внутреннему миру, второе – на аналогию с шизофренией, психическим заболеванием, которому свойственна прежде всего крайняя необщительность в коллективе.

Ребята с аутистическими чертами характера нередко тонко чувствуют природу, отличаются музыкальностью, увлеченностью искусством. Они могут быть ранимыми, обидчивыми и невероятно чувствительными к тому, что касается их внутренних переживаний. Как правило, это очень неуклюжие, неспортивные дети, у них крайне медленно формируются навыки самообслуживания, любую работу они делают неторопливо и неловко. Раздражительность, упрямство и конфликтность такие дети проявляют только в случаях, если взрослые отвлекают их от «мечтаний», мешают им заниматься тем, к чему они расположены, – чтением, размышлениями, грезами.

Указанные характерологические особенности заметны с раннего возраста – уже в 3–4 года отчетливо проявляются отсутствие детской живости, вялость, сниженная активность детей в сочетании с удовлетворительным умственным и речевым развитием. Дети нередко рано начинают читать, считать, легко запоминают все, что им предлагается. Они поражают родителей своей рассудительностью, «взрослыми, умными» вопросами, особыми интересами (изучают энциклопедию, календари, географические карты и т. п.).

К переходному возрасту отмеченные особенности приобретают более выраженный характер – подростки испытывают повышенный интерес к абстрактным вопросам из области философии, психологии, математики, отличаются развитым воображением, сосредоточенностью на собственных односторонних увлечениях. В этом возрасте возможны неустойчивость настроения, оппозиция к родителям, протест против общепринятых морально-нравственных норм. В целом подростки с аутистическими чертами сохраняют репутацию странных «фанатов», одержимых «гениев», доброжелательных «чудаков».

Многим знакомы люди, постоянно чувствующие себя уставшими, неспособными сделать усилие, избегающие любой нагрузки. При этом оснований для такого самоощущения нет: врачи не находят серьезных недугов, подобным состояниям не предшествует изнурительная работа или психотравмирующие обстоятельства. Возникает мысль о наличии особого личностного склада, характера, в котором преобладают черты слабости, невыносливости, истощаемости.

Нами, психоневрологами, в таких случаях используется термин «астенические черты характера» (астения в переводе означает «слабость»). Указанные особенности наблюдаются с раннего возраста. У дошкольников это проявляется вялостью, капризностью, неудовлетворительной адаптацией к меняющимся условиям жизни, нарушениями сна, рвотой, сниженным аппетитом. Наряду с этим часты головные боли, плохая переносимость духоты, жары, повышенная утомляемость.

В младшем школьном возрасте становится видно, что ребенок отличается неуверенностью в себе, повышенной ранимостью, стремлением быть незаметным, избегать нагрузок, которые кажутся ему чрезмерными. В этот период у детей нередко находят различные функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и др. Ребята консультируются и лечатся у врачей различных специальностей. И лишь позже, к переходному возрасту, становится понятно, что жалобы пациентов объясняются стойким своеобразием их характера.

В возрасте 12–15 лет психоневрологи отмечают все основные проявления патологического характера астенического типа. Ребята отличаются робостью, нерешительностью, обидчивостью, они не способны выносить нагрузки, преодолевать возникшие трудности. Нередко отмечаются раздражительность, склонность к пониженному настроению, стремление оградить себя от любой дополнительной работы. Подростки заранее, до начала какой-либо деятельности, чувствуют себя неспособными выполнить определенное задание. В связи с заниженной самооценкой у них легко возникают реакции недовольства, паники, отказа от претензий на достойное место в коллективе. Как правило, перечисленные особенности сохраняются у этих субъектов и в дальнейшем, в их взрослой жизни.

Как уже говорилось прежде, формирование аномальных личностных свойств определяется биологическими факторами (наследственностью, болезнями раннего возраста) и дефектами воспитания. В отдельных случаях неправильное воспитание имеет приоритетное значение в становлении патологического характера.

Важней всего погода в доме
Известно, что повышенная возбудимость, склонность к протестным реакциям, агрессивность возникают у детей, воспитывающихся в условиях гипоопеки – безнадзорности, алкоголизма родителей, постоянных конфликтов в семье. Истероидные особенности (жажда признания и фиксация на различных болезненных проявлениях) – результат воспитания по типу «кумира семьи». Патологические черты характера неустойчивого типа – следствие «оранжерейного» воспитания. В этих случаях слабая воля и подверженность постороннему влиянию доминируют в характере ребенка, потому что не воспитаны усидчивость, самостоятельность, способность к планомерной работе, постоянному труду. Неуверенность, робость, мечтательность формируются вследствие чрезмерного, но одностороннего воспитания с применением повышенных требований, запретов со стороны родителей. Гармонизация характера детей, разумеется, возможна при изменении воспитательных подходов.

Длительно существующие неврозы у детей также оказывают влияние на формирование характера. Если у ребенка невротические страхи, заикание, тики сохраняются в течение 2–3 лет, то постепенно у него портится характер – ребенок становится малообщительным, неуверенным в себе, предъявляет часто жалобы на утомляемость, недомогание, неспособность к усилию.

Аномальный характер может сформироваться у ребят с различными физическими дефектами – последствиями полиомиелита, детского церебрального паралича, у слабовидящих и слабослышащих детей, а также у пациентов, страдающих хроническими заболеваниями (бронхиальной астмой, пороками сердца, урологическими заболеваниями). Дети осознают свое отличие от сверстников (к примеру, невозможность бегать, играть в футбол, заниматься музыкой) и реагируют на это самоизоляцией, уходом в мир внутренних переживаний, обидчивостью, ранимостью, склонностью к компенсаторному фантазированию. Участливое отношение педагогов и сверстников, психологическая коррекция в таких случаях чрезвычайно важны для реабилитации учащихся, преодоления школьной дезадаптации.

К чему ведут ранние аномалии развития
Многочисленная группа детей с проявлениями школьной дезадаптации включает учащихся с последствиями ранних повреждений центральной нервной системы. Основное место принадлежит внутриутробным патологиям, а также поражению мозга во время родов или в первые месяцы жизни. Замечу, что пациенты с подобными расстройствами составляют четверть всех наблюдаемых психиатром детей.

Пациентам этой группы свойственны некоторые общие черты. Как правило, ребята невыносливы к нагрузкам, быстро устают, не способны к длительному усилию. Повышенной утомляемости сопутствуют раздражительность, готовность к вспышкам недовольства, плаксивость, изменчивость настроения. У детей большей частью ослаблена память, замедленное мышление и невысокая работоспособность, что, разумеется, не располагает к успешной адаптации в школе.

У многих детей наряду с перечисленными общими признаками школьная дезадаптация обусловлена собственно поведенческими расстройствами. Дети проявляют вспыльчивость, несдержанность, нередко – злобность и агрессивность, что приводит к частым конфликтам со сверстниками и педагогами, а также уходам из школы. Недовольство окружающими, драки, пропуски занятий, в свою очередь, приводят к снижению успеваемости, утрате интереса к учебе.

Дезадаптация подростков может усугубляться выраженным оппозиционным отношением к родителям, педагогам, при котором советы и пожелания взрослых игнорируются, а с большим доверием усваиваются наставления лидеров подростковой группы. Ранняя алкоголизация, интерес к наркотикам, резкое усиление влечений (в частности, сексуального) могут окончательно «подорвать» нормальное обучение.

В поведении детей с последствиями раннего органического повреждения головного мозга много схожего с расстройствами эмоционально-волевой сферы, свойственными пациентам с различными вариантами патологических характеров. О них я рассказал ранее, и это освобождает от детального анализа названных проявлений.

Адаптация – дело тонкое
Реабилитация детей со школьной дезадаптацией включает ряд организационных, диагностических и собственно коррекционных мер. Индивидуальная, групповая и семейная поддержка должна носить направленный характер в зависимости от типа школьной дезадаптации.

При недостаточном эмоциональном контакте с родителями, неблагополучных семейных условиях, дефиците впечатлений и развивающих занятий необходимо провести диагностику семейно-педагогической запущенности и характера пробелов в интеллектуальном развитии ребенка. Учебную работу следует направлять на повышение познавательной активности и улучшение социальной ориентации подопечного.

При различных зачастую противоречивых воспитательных подходах со стороны родителей, постоянных ссорах и культивировании «неконструктивных методов поведения» в семье важно создать альтернативу асоциальным формам поведения ребенка и его «деструктивным» способам разрешения конфликтных ситуаций. Наиболее эффективными в этом отношении являются групповые формы психокоррекционной работы по типу социально-психологического тренинга.

Если у ребенка налицо проявления невроза вследствие длительной психотравмирующей ситуации в семье или школе, то потребуется, вероятно, интенсивная индивидуальная или групповая психотерапия. Обязательным элементом при этом должна быть семейная психотерапия с коррекцией часто встречающейся симбиотической или неадекватной связи между ребенком и родителями. Следует учитывать высокий риск психосоматических нарушений и строгую индивидуализацию психокоррекции.

При «патологическом» варианте школьной дезадаптации – наличии психического заболевания, депрессии, грубой личностной аномалии – на первом этапе реабилитации ведущее значение имеет, разумеется, лечение ребенка: назначение соответствующих лекарств, которые могут обеспечить нивелирование расстройств до уровня субкомпенсации или компенсации. В дальнейшем необходимы этапная и преемственная психокоррекционная помощь и социально-профилактическая работа с семьей.

Владислав БРАГИНСКИЙ,
кандидат медицинских наук,
заслуженный врач РФ

4 ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Я выделяю четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

ПЕРВАЯ - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.

Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания… Нельзя сказать, что это очень приятно, но внимание все таки получено. Лучше такое, чем никакого.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.

Знаменитое требование «я сам» двухлетнего малыша сохраняется в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. Но им становится особенно трудно, когда родители общаются с ними, в основном, в форме указаний, замечаний и опасений. Родители считают, что так они прививают своим детям правильные привычки, приучают их к порядку, предупреждают ошибки, вообще - воспитывают.

Это необходимо, но весь вопрос в том, как это делать. Если замечания и советы слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать.

Воспитатель сталкивается с упрямством, своеволием, действиями наперекор. Смысл такого поведения для ребенка - отстоять право самому решать свои дела, и вообще, показать, что он личность. И неважно, что его решение подчас не очень удачно, даже ошибочно. Зато оно свое, а это - главное!

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА - желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся…

Много и единичных поводов для обиды: резкое замечание, невыполненное обещание, несправедливое наказание…

И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности - все те же протесты, непослушание, неуспеваемость в школе.

Смысл «плохого» поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо - пусть и вам будет тоже плохо!..»

ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА - потеря веры в собственный успех.

Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут не сложиться отношения в классе, а следствием будет запущенная учеба, в другом случае неуспехи в школе могут привести к вызывающему поведению дома и т.д.

Подобное «смещение неблагополучия» происходит из за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он вообще теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это - в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой!».

Согласитесь, что стремления трудных детей вполне ПОЛОЖИТЕЛЬНЫ и ЗАКОНОМЕРНЫ и выражают естественную потребность в тепле и внимании родителей, потребность в признании и уважении его личности, чувство справедливости, желание успеха. Беда «трудных» детей в том, что они, во первых, остро страдают от нереализации этих потребностей и, во вторых, от попыток восполнить эту нехватку способами, которые ничего не восполняют.

Почему же они так «неразумны»? Да потому, что не знают, как это сделать иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение поведения подростка - это СИГНАЛ О ПОМОЩИ. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!»

ЧТО ДЕЛАТЬ, если у ребенка плохое поведение.

(Ю. Б. Гиппенрейтер)

Может ли родитель помочь «трудному ребенку»? Практика показывает — вполне может, но только для этого нужно понять глубинную причину непослушания. Нужно сначала разгадать, какая из четырех эмоциональных проблем мешает ему нормально существовать. Соответственно, ваши действия будут разными.

Задача понять причину , на первый взгляд, непростая. Ведь разные причины внешне проявляются одинаково. Например, плохая учеба может быть связана и с желанием привлечь внимание, и с нежеланием подчиняться чужой воле, и с попытками «отплатить» родителям, и с потерей веры в свои силы.

И все же выявить истинную причину непослушания и плохого поведения довольно просто, хотя способ может показаться парадоксальным: родителю нужно обратить внимание на собственные чувства.

Посмотрите, какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка. При разных причинах эта реакция разная. Вот такой удивительный факт: переживания родителей - это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребенка.

Давайте посмотрим, какие же родительские чувства соответствуют каждой из четырех названных причин.

Если ребенок БОРЕТСЯ ЗА ВНИМАНИЕ, то и дело досаждая своим непослушанием и выходками, то у родителя возникает РАЗДРАЖЕНИЕ.

Если подоплека стойкого непослушания - ПРОТИВОСТОЯНИЕ воле родителя, то у последнего возникает ГНЕВ.

Если скрытая причина - МЕСТЬ, то ответное чувство у родителя - ОБИДА.

Наконец, при глубинном переживании ребенком своего НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ родитель оказывается во власти чувства БЕЗНАДЕЖНОСТИ, а порой и ОТЧАЯНИЯ.

Как видите, чувства разные, и вполне можно понять, какое именно подходит к вашему случаю.

Первый и общий ответ на него такой: постараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок.

Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.

Значит, задача родителя - перестать реагировать на непослушание прежними способами и тем самым разорвать заколдованный круг.

Конечно, сделать это нелегко. Эмоциям не прикажешь, они включаются почти автоматически, особенно когда конфликты застарелые, «со стажем». И все же изменить характер общения можно! Можно остановить если не эмоцию, то, по крайней мере, все, что за ней следует: замечания и наказующие действия. Если в следующий момент вам удастся уяснить, что именно вы почувствовали, то нетрудно будет разгадать и проблему вашего ребенка: с чем, против чего или отчего он «воевал». А уж после этого гораздо легче перейти с позиции исправления на позицию помощи.

Помощь в каждом случае, конечно, будет разная.

Если идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Вы уже знаете, как: придумать какие нибудь совместные занятия, игры или прогулки. Стоит попробовать, и вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок.

Что же касается его привычных непослушаний, то их в этот период лучше всего оставлять без внимания. Через некоторое время ребенок обнаружит, что они не действуют, да и надобность в них, благодаря вашему положительному вниманию, отпадет.

Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свой контроль за делами ребенка. Мы уже не раз говорили, как важно для детей накапливать опыт собственных решений и даже неудач.

В переходный период налаживания ваших отношений воздерживайтесь от таких требований, которые, по вашему опыту, он скорее всего не выполнит.

С точки зрения родителей и учителей ребенок в школе часто ведет себя «неправильно»: конфликты со сверстниками, вызывающее и грубое отношение к педагогам, срыв уроков и т.д.

Когда поведение ребенка выходит из-под контроля взрослых, это может привести к угрозе для жизни и здоровья школьника, создать проблемы с законом. Почему ребенок ведет себя плохо в учебном заведении? Что с этим делать? Как реагировать?

«Невроз школьника» или каприз?

Когда гиперопекаемый, неприученный к самостоятельности малыш идет в школу, у него формируется эмоциональная и практическая независимость от родителей. Иногда это происходит очень болезненно, вплоть до нервного расстройства.

Другая крайность – дефицит внимания и любви со стороны родителей с младенческих лет. В школьном возрасте это выливается в недоверие к окружающим и агрессию.

Капризы говорят лишь о сиюминутном желании ребенка добиться внимания или вытянуть из родителей желаемое во что бы то ни стало. Как правило, они быстро проходят и при простом, спокойном объяснении истерики не повторяются.

При доверительных отношениях в семье, родители (обычно мама) сразу почувствуют: чадо капризничает или у него что-то случилось. Внимательное отношение к детям помогает предупредить плохие поступки в школе.

Причины плохого поведения ребенка в школе

Родители должны понять, что не бывает все гладко, без конфликтов – ребенок растет, у него вырабатывается свое мироощущение, появляются свои интересы, новые авторитеты. Понимание того, что позволено не все, что иногда нужно подчиняться правилам, соблюдать определенные нормы – через такие «ломки» происходит взросление и становление личности ребенка. А выражается это через конфликт и «неправильное» поведение.

Основные причины плохого поведения в школе:

  • Потребности, которые не учитывают педагоги: физическая активность детей, интересный урок, индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • Ссоры и напряженная обстановка в семье;
  • Хронический недостаток сна вызывает раздражение, приводит к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • Защитная реакция на грубость со стороны сверстников и учителей;
  • Чувство мести за обиду, направленное на родителей, одноклассников или педагогов;
  • Желание самоутвердиться, «восстать» против диктаторства и опеки родителей;
  • Заниженная самооценка может выражаться в грубом поведении («мне все равно»);
  • Гиперактивность ребенка;
  • Гормональные изменения в подростковом возрасте могут вызвать приступы раздражения, агрессии;
  • Психические заболевания. Встречаются очень редко, поэтому не торопитесь ставить на ребенке диагнозы.

Что делать, чтобы не «потерять» ребенка?

Самое важное в воспитании ребенка – любить его, видеть в нем личность, прислушиваться к его мнению. Дружеские, доверительные отношения в семье не приведут к плохому поведению в школе.

Диктаторская позиция родителей (крики, унижения и оскорбления) озлобляет подростка, вызывает агрессию, вынуждает юлить и обманывать. Спокойная, дружеская беседа, участие в школьной жизни ребенка помогут понять плохое поведение и решить проблему, возможно, с привлечением педагогов и психолога.



Лучшие статьи по теме