Biokraft - Женский портал
  • Главная
  • Процедуры
  • Можайское благочиние. О роли матери в воспитании детей Роль примера святых в воспитании детей

Можайское благочиние. О роли матери в воспитании детей Роль примера святых в воспитании детей

Елена Боброва
«Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых»

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ

Боброва Е. Л. ,

Воспитатель,

МБДОУ детский сад №72 «Акварель»

В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

Детский возраст, как учат святые отцы и , в частности, Святитель Иоанн Златоуст , характеризует тяга и любовь к святости , которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст, то впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых , и воспитывать на их примерах .

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находится в генетической памяти народа. Нельзя строить будущего, не зная прошлого.

Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых . Вот почему обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России , особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях.

Целью педагогической работы является :

Приобщение детей к истокам православной культуры;

формирование конструктивного отношения к миру, людям и себе.

Для достижения данной цели в работе по духовно -нравственному воспитанию детей были поставлены следующие задачи :

формировать целостное духовно –нравственное и социально–личностное развитие ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры ;

Содействовать формированию у детей духовном мире , о житии святых , знакомить с основными религиозными понятиями;

Воспитывать у детей уважительное , милосердное, внимательное отношение к родным, навыки доброжелательного и добродетельного поведения .

За основу работы взята программа «Мир – прекрасное творение» - к. п. н. старшего научного сотрудника лаборатории русской школы КГУ Гладких Любовь Петровны, архимандрита Зиновия (А. А. Корзинкин, Владимира Михайловича Меньшикова. Содержание программы основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека и направлено на духовно – нравственное воспитание ребенка.

Главной линией событийно-содержательной работы по формированию духовных ценностей является православный церковный календарь, в соответствии с которым выстраивается воспитание и обучение детей в группе дошкольного учреждения.

При организации непосредственной образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности детей и необходимо помнить, что уровень нравственного и духовного развития у всех разный – это связано с условиями воспитания и образом жизни его семьи.

При всем внимании к возрасту детей , жития святых нельзя упрощать , искажать, сводить их к волшебной сказке.

В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, использую в работе те события из жизни святых , которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию. Дети с удовольствием слушают рассказы о детстве святых . Так, на примере жития Сергия Радонежского учу детей терпению , старанию, послушанию, любви к родителям (например , когда родители просят остаться его дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). Можно учить любви к животным, ведь она у святого оказалась сильнее страха, и так появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. Можно учить трудолюбию, ведь даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…

Для развития словесно-логического мышления необходимо задавать вопросы на установление логических связей событий поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы : почему человек так поступил? К чему это могло привести?

Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним : актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни , тем больше в это погружаются и его воспитанники.

В своей работе широко использую наглядность (различные репродукции, иконы) ; она в значительной степени облегчает процесс духовно -нравственного воспитания. Во время чтения рассказов можно демонстрировать детям содержание, которое трудно донести словесно, например , репродукцию иконы «Введение во храм Пресвятой Богородицы » , сцены из жития святых . Это позволяет ребенку, не только представить, но и воочию увидеть изображаемого героя, что содействует формированию у детей первоначальных представлений о духовном мире .

Прогулки, экскурсии и совместная деятельность с детьми были выделены в отдельное направление в работе, определив их как предварительную форму работы . Например , при изучении темы «Празднование Покрова Пресвятой Богородицы » рассказала детям о празднике, о том, что Пресвятая Богородица – Заступница за весь мир, что событие произошло далеко в теплой стране, где когда-то давно жила сама Пресвятая Богородица . Предложила детям послушать стихотворение Виктора Афанасьева «Небесные паломники» и подумать, почему поэт сравнивает журавликов с паломниками. Дети рассказали о том, что Иисус Христос и Пресвятая Богородица жили в теплых странах, куда осенью улетают перелетные птицы. Дети ответили без труда, так как была проведена предварительная работа на прогулке, где наблюдали за изменениями в природе : за осенним нарядом деревьев, за отлетом птиц, слушали рассказ о теплых странах, стихи об осени, собирали разноцветные листья – все это послужило богатым материалом для будущей непосредственной образовательной деятельности и оказало помощь в становлении творческой личности ребенка.

Большинство детей , которые ходят в детский сад, растут в домах, где нет икон, поэтому знакомство дошкольников с искусством иконы просто необходимо, ведь икона говорит не только о виденном, но и о том, что внутри нас, связывая прошлое и настоящее.

При ознакомлении детей с иконой , читаются рассказы о христианских праздниках : Рождестве, Крещении Господнем, Пасхе, о традициях проведения их на Руси. Такая работа содействует знакомству детей с основами духовно -нравственных традиций русского народа.

Так на примере жития святого Георгия Победоносца , покровителя православных воинов, в чьем имени главное слово – победа, рассказала детям о том, что святой Георгий был мужественным воином. Он заступался за христиан и сам принял много страданий, которые переносил героически с молитвой на устах. Среди героев России был человек, который носил имя святого . Там, где командовал фронтом Георгий Константинович Жуков, армия всегда побеждала фашистов. Недаром его покровителем является святой Георгий Победоносец .

То не гром прогремел в тишине

То не сдвинулись тучи седые

То Георгий на белом коне

Снова встал на защиту России….

Такая работа формирует у детей представление о героизме, развивает эмоционально положительное, действенное отношение к воинам, которое выражается в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожими на них, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.

За время работы над темой «Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых » было проведено несколько тематических развлечений и театрализованных представлений : «День города. Александр Невский – небесный покровитель Старого Оскола» , «Покровская ярмарка» , «День матери» , «Свет Вифлеемской звезды» , «Крещение Господне» . Эти мероприятия позволяют формировать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родными православные календарные и гражданские праздники, стремиться к пониманию их подлинного жизненного смысла.

Воспитание подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих является своеобразной путевой звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Своей жизнью святые показали , к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста : «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы… столбы и надписи, но и добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

старец Паисий Святогорец
Tом IV. Семейная жизнь

Работающая мать

Геронда, если женщина работает - это правильное

А что муж говорит по этому поводу?

Он оставляет это на её выбор.

Женщине не просто оставить свою работу и посвятить себя детям, если она получила образование до замужества. А вот женщина, образования не получившая работающая на какой-то простой работе, может оставить её без затруднений.

Геронда, я думаю, если женщина не имеет детей, то работа ей на пользу.

Что же, по-твоему получается, если у неё нет детей, то она обязательно должна заниматься профессиональным трудом? Ведь есть так много других дел, которыми она может заниматься. Конечно, если у неё дети, то лучше ей сидеть дома. Ведь в противном случае как она сможет им помочь?

Геронда, многие женщины говорят, что они вынуждены работать, потому что не сводят концы с концами

Они не сводят концы с концами, потому что хотят иметь телевизор, видеомагнитофон, личный автомобиль и тому подобное. Поэтому они должны работать, а результатом этого бывает то, что они не радеют о собственных детях и теряют их. Если трудится только отец и семья довольствуется малым, то такой проблемы не существует. А оттого, что работает и муж, и жена - якобы потому, что им не хватает денег, - семья распыляется и теряет свой действительный смысл. И что после этого остается делать детям? Если бы матери жили более просто, то и сами они не выбивались бы из сил, и дети их были бы радостными. Один человек знал семь иностранных языков, а его жена предпринимала страшные усилия, чтобы выучить четыре. А ещё она давала частные уроки и для того, чтобы быть в рабочей форме, жила на таблетках. Дети этой четы родились здоровыми, а выросли душевнобольными. Потом они стали прибегать к "помощи" психоаналитиков... Поэтому я советую матерям упростить свою жизнь, чтобы быть в состоянии больше заниматься детьми, которые в них нуждаются. Другое дело, если у матери дома есть какое-то дело, на которое она может переключаться, когда устаёт от забот с детьми. Сидя дома, мать может следить за детьми и заниматься каким-то другим делом. Это помогает семье избежать многих расстройств.

Сегодня дети "голодают" от недостатка материнской любви. Но даже родной материнский язык они не выучивают, потому что целые дни мать проводит на работе, а детей оставляет под надзором чужих - часто инородных - женщин. Дети из сиротского приюта, где среди воспитательниц окажется давшая обет безбрачия женщина из христианского сестричества, проявляющая к ним хоть немного нежности, находятся в положении в тысячу раз лучшем, чем те дети, чьи родители бросают их на попечение женщинам, получающим за это деньги! А знаете, к чему все это приводит? К тому, что если у ребёнка нет одной мамы, то у него есть целая куча нянек!

Домашнее хозяйство и духовная жизнь матери

Геронда, как домашняя хозяйка может упорядочить свои дела и заботы, чтобы иметь время и для молитвы? Какое соотношение должно быть между работой и молитвой?

Женщины обычно не имеют меры в делах. Им хочется прибавлять к своим делам и заботам всё новые и новые. Имея много сердца, женщины могли бы очень успешно вести "домашнее хозяйство" своей души, но вместо этого они растрачивают сердце по пустякам. Представьте, что у нас есть, например, бокал, украшенный красивыми узорами, полосками и тому подобным. Если бы он не был украшен этими полосками, это не мешало бы ему служить своему предназначению. Однако женщины приходят в магазин и начинают объяснять продавцу: "Нет-нет, мне нужно, чтобы полоски были вот досюда и нарисованы не так, а вот как". Ну а уж если там нарисован цветочек, то их сердце начинает просто ликовать! Таким образом, женщина растрачивает весь свой потенциал. Редко встретишь мужчину, который обращал бы внимание на подобные вещи. Будь, к примеру, его настольная лампа коричневой или черной - мужчина этого даже не заметит. А женщина [наоборот] - она хочет чего-то красивого, она радуется, отдаёт этому красивому кусочек своего сердца. Другому "красивому" она отдает другой кусочек, но что потом остаётся для Христа? Зевота и усталость во время молитвы. Чем больше женское сердце удаляется от красивых вещей, тем больше оно приближается ко Христу. А если сердце отдано Христу, то оно обладает великой силой! На днях я встретился с женщиной, всецело вверившей себя Богу. Было видно, как в ней горит некое сладкое пламя! За любое дело она берётся горячо. Раньше эта женщина была совершенно мирским человеком, но по-доброму расположена, и в какой-то момент в её душу запала искра. Все свои золотые украшения и роскошные одежды она выбросила. Сейчас она живёт с удивительной простотой! Подвизается, совершает над собой духовную работу. Какой жертвенностью исполнены её поступки! Она стала "ревновать", "завидовать" святым - в добром смысле этого слова. Знаете, сколько чёток она протягивает в молитве, такие совершает посты, сколько времени отдаёт чтению псалтыри!.. Удивительное дело! Подвижничество стало сейчас её пищей.

Геронда, одна мать сказала мне: "Я телесно слаба и очень устаю. Ни дел своих не успеваю сделать, ни времени для молитвы у меня не остаётся".

Для того чтобы оставалось время для молитвы, она должна упростить свою жизнь. С помощью простоты мать может очень преуспеть. Мать имеет право сказать "я устаю", если она упростила свою жизнь, а много трудится лишь потому, что имеет много детей. Однако, если она теряет своё время, стараясь, чтобы её дом произвел впечатление на чужих людей, что тут скажешь? Некоторые матери, желая, чтобы каждая вещь в их доме красиво лежала на своём месте, притесняют, душат своих малышей тем, что не позволяют им сдвинуть с места стул или подушку. Они заставляют детей жить по законам казарменной дисциплины, и таким образом дети, родившись нормальными, вырастают, к несчастью, уже не вполне нормальными. Если неглупый человек увидит, что в многодетном доме каждая вещь лежит на своём месте, то он придёт к выводу, что здесь либо дети умственно отсталые, либо мать, отличаясь жестокостью и деспотизмом, принуждает их к военной дисциплине. В последнем случае в душе детей живет страх, и от этого страха они ведут себя дисциплинированно. Как-то раз я оказался в доме, где было много детей. Как же радовали меня малыши своими детскими шалостями, которые разрушали мирской чин, гласящий: "каждая вещь на своем месте". Этот "чин" есть величайшее бесчинство, весьма отнимающее силы у современного человека.

В прежние времена не было духовных книг, и матери не могли занять себя, помочь себе чтением. Сейчас издано огромное количество святоотеческих книг, многие из них переведены на современный язык, но, к сожалению, большинство матерей [проходят мимо всего этого богатства и] занимают своё время глупостями или же [постоянно] работают, чтобы свести концы с концами.

Вместо того чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством - вещами бездушными - матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души - чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам её детей. Таким образом, её дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать "Святый Боже", то как освятятся её дети?

Геронда, как быть, если мать имеет и много детей, и много работы?

Но разве она не может, выполняя дела по дому, одновременно молиться? Меня к Иисусовой молитве приучила мать. Когда мы, будучи детьми, совершали какую-нибудь шалость и она была готова рассердиться, то я слышал, как она начинала вслух молиться: "Господи, Иисусе Христе, помилуй мя". Сажая в печь хлеб, мать произносила: "Во имя Христа и Пресвятой Богородицы". Замешивая тесто и готовя пищу, она тоже постоянно произносила Иисусову молитву. Так освящалась она сама, освящались хлеб и пища, которые она готовила, освящались и те, кто их вкушал.

У скольких же матерей, имевших святую жизнь, дети тоже были освящены! Взять для примера мать Старца Хаджи-Георгия. Подвижническим было даже молоко этой благословенной матери, питавшей младенца Гавриила - так звали Старца Хаджи-Георгия в миру. Эта женщина родила двух детей, а после они жили со своим супругом в девстве, любя друг друга как брат и сестра. Мать Хаджи-Георгия с детства отличалась подвижническим духом, потому что её сестра была монахиней, подвижницей. Свою сестру-монахиню она часто посещала и уже будучи замужем, приезжала к ней вместе со своими детьми. Отец Гавриила тоже был человеком благоговейным. Он занимался торговлей и поэтому большую часть времени проводил в путешествиях. Это давало его матери благоприятную возможность жить просто, не заботясь и не суетясь о многом , брать своего сына с собой и ходить вместе с другими женщинами на всенощные бдения, которые совершались иногда в пещерах, а иногда в разных часовнях. Поэтому впоследствии её сын достиг такой меры святости .

Благоговение матери имеет великое значение. Если у матери есть смирение, есть страх Божий, то всё в доме идет как нужно. Я знаком с молодыми матерями, лица которых сияют, несмотря на то что ниоткуда эти женщины не получают помощи. Общаясь с детьми, я понимаю, в каком состоянии находятся их матери.

Ср. Лк. 10, 41. ^
См. . - . . ". ", 6, 2001. ^

Святые о проблеме роли отца в воспитании ребенка.
И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

От семейных проблем и кризисов не избавляют ни образование, ни материальный достаток, ни высокое социальное положение. Кажется, сейчас нет такой семьи, в которой не было бы тех или иных переживаний, связанных с воспитанием детей.

Все чаще приходится слышать жалобы родителей: «Я не справляюсь со своим ребенком, помогите!».

Ребенку всего 5-6 лет, а его родители уже бьют тревогу, свидетельствуя о своей беспомощности. Резко обостряются конфликты между родителями и детьми 13-15 лет, а также родителями и молодежью в возрасте 20-25 лет, вызванных крайне широким распространением наркомании и алкоголизма, праздного образа жизни.

Действительно, что происходит? Чем обусловлен отрыв детей от родителей?

Очень велик соблазн отмахнуться от этой темы и сказать: «Проблема отцов и детей - традиционна, она была во все времена. Стоит ли удивляться? Наши дети не похожи на нас: они иначе живут, иначе чувствуют, по-другому мыслят, слушают другую музыку и иначе одеваются. Конфликт неизбежен: мы не понимаем друг друга». В современных условиях в молодежной среде формируется стремление к оригинальности. Социальная неадекватность становится нормой, а желание эпатировать окружающих порой толкает молодежь к безнравственным поступкам. Родители разводят руками и говорят: «Мы отказываемся это понимать и снимаем с себя всякую ответственность!»

Но можем ли мы делать подобные заявления, когда наши дети в беде? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Хотя бы у нас все наше было благоустроено, мы подвергаемся крайнему наказанию, если не радим о спасении детей. Нет нам извинения, если дети у нас развратны».

Быть может, корень конфликтных отношений с детьми в нашей позиции? Может быть, все дело в том, что мы лукавим и даже не пытаемся понять своих детей? Действительно, что делает их дерзкими, циничными, легкомысленными и развратными, что отвращает их от семьи, Церкви и Бога? Не мы ли сами? Не наши ли дела, слова и поступки? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.

Семья складывается задолго до появления ребенка на свет. Когда малыш рождается, он оказывается в атмосфере, созданной ранее его родителями. Еще находясь в утробе, ребенок откликается на все, что беспокоит его мать. Накопление этих эмоциональных следов формирует либо доверие и открытость миру, либо уход от контактов с ним; либо состояние страха и тревоги, либо готовность противостоять всему, что несет в себе сигнал опасности. Закладывание этих форм поведения определяет в том числе и духовную позицию формирующейся личности.

Если мы какую-либо семейную проблему отодвигаем от себя и не хотим решать вовремя, когда мы еще располагаем для этого временем и силами, то мы фактически перекладываем ее на плечи своих детей, только в виде уже более тяжелой ноши.

Для верующего человека главным ориентиром и опорой в различных жизненных ситуациях являются Слово Божие, пример жизни Спасителя и первых христиан. Что же говорит Священное Писание об отношениях родителей и детей?

Апостол Павел завещал детям исполнять заповеди Божии и повиноваться родителям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 1-3). Но он видит, что этот вопрос имеет и другую сторону. Апостол требует, чтобы и отцы не раздражали детей своих. «Отцы, – говорит он, – не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3: 21).

Можно сказать, что бичом юности является уныние; упадок духа вызывают постоянные упреки, нотации и слишком строгое воспитание. Родители забывают, что все меняется и что обычаи одного поколения отличаются от обычаев другого. Слишком пристальный родительский надзор часто является оскорбительным для наших детей. Держать ребенка на коротком поводке – значит не доверять ему или не доверять своим методам воспитания. Лучше больше доверять, нежели слишком много контролировать. К тому же родители часто забывают об ободрении. Американский живописец XVIII-XIX вв. Бенджамин Уэст любил рассказывать, как он стал художником. Однажды его мать вышла из дому, оставив его присматривать за младшей сестренкой Сэлли. Он нашел пузырек туши и начал рисовать ее портрет. При этом он повсюду наставил кляксы. Когда мать вернулась и увидела царивший в комнате беспорядок, у нее хватило такта не делать ему замечаний. Она подняла лист бумаги и увидела рисунок. «Смотри, – сказала она, – это Сэлли!» и поцеловала сына. Бенджамин Уэст не раз повторял: «Поцелуй матери сделал из меня художника».

Приобщение к христианским основам воспитания избавляет родителей от склонности к «потворствованию» и «жертвенно-упрекающему» поведению. Дети, безусловно, нуждаются в родительской поддержке и защите. Чтобы ребенок чувствовал себя защищенным, необязательно задаривать его игрушками. Чувство защищенности возникает у детей за счет дружеского расположения со стороны родителей и готовности понимать и принимать их проблемы на всех этапах жизненного пути. Но более всего ребенку необходимы родительская молитва и благословение. Они ограждают его от грозящей опасности и дурного влияния. По выражению Н.Е. Пестова, родительское воспитание должно приобрести «оберегающий» характер. Для этого, очевидно, требуются мудрость и рассудительность, такт и терпение, величайшая осторожность, чтобы родительская опека не превратилась в «стеклянный колпак», лишающий его личной свободы.

Воспитание ребенка – дело очень непростое и требует от родителей подвига христианской любви. Церковь учит, что, с одной стороны, ребенок - это дар Божий, а с другой, - шанс на спасение. Вместо того, чтобы обижаться и гневаться на своих детей, мы должны научиться понимать, оберегать и вдохновлять их, доверять и миловать, исправляя свою душу покаянием и молитвой. Только тогда мы духовно растем и развиваемся.

Священник Алексий Диагенов, клирик храма в честь Архистратига Михаила г. Липецка.
июнь 2013 г.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа). Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой. В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

Также положительную роль семьи в воспитании ребенка играет личный пример родителей. Чтобы сын стремился быть сильным и поступать правильно, просто необходимо видеть перед собой такой пример. Дочь вырастет женственной, достойной, любящей только если ее мама была таковой.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел. Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей. Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика. Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента. Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Началом нравственного воспитания является духовность окружения, в котором дошкольник проводит основное время. Нравственное воспитание выражается вежливостью, уважением к старшим, тактичностью.

Традиционные роли родителей.

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить. Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность. Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка.

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом. Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности. Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано. Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну. Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка.

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

Мама — символ тепла, заботы, нежности. Папа — символ защиты, прочности, постоянства.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями. Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации. Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения .

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Марина Кравцова

Воспитание детей на примере святых царственных мучеников

© ООО «Издательство «Лепта Книга», 2013.

© ООО «ГрифЪ», 2013.

© ООО «Издательство «Вече», 2013

© Кравцова М., 2013.

* * *

145-летию со дня рождения святого царя-мученика государя императора Николая Александровича посвящается

Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства.

Император Александр III – сыну Николаю

Предисловие

Выйдем просто побродить по улицам. Приглядимся к встречным людям, понаблюдаем за ними. Верно замечено многими: не уже так часто, как раньше, встретим мы сейчас женщин с колясками, с маленькими детьми. И как прекрасно в хороший летний вечер, располагающий к прогулкам, смотреть на розовощеких малышей, мелко переступающих маленькими ножками, крепко держащихся за мамину, реже папину руку. Но, порадовавшись в первую минуту, приглядимся повнимательнее. И может быть, картинка уже не покажется столь умилительной.

Крохотная девочка влезла в лужу. Рот – до ушей. Но тут же коршуном налетает на нее мама и начинает кричать так, словно перед ней – злейший враг:

– Сколько раз я тебе говорила: не смей! Непослушная! Посмотри, ты опять выпачкалась. Все делаешь наперекор старшим!

И мама, заходясь в истерике, несколько раз шлепает дочь.

Не успеешь пройти несколько шагов – другая картинка. Малыш примерно трех годков изо всех сил тянет за хвост кошку. Животное в ответ угрожающе шипит.

– Что ты, миленький, что ты! – слышится испуганный бабушкин голос. – Не трогай, киса плохая, киса укусить может!

И ни слова о том, что кисе-то, наверное, больно, что нельзя обижать никого, в том числе и кошку.

Проходит мимо семья. Ребенок заходится в реве: и это ему не так, и то не эдак. Звуки, вырывающиеся из маленького человечка, просто ужасают интонациями себялюбивой злобы. Мама и папа, совсем молодые, смущены тем, что все на улице наблюдают истерику сына, но все их усилия утихомирить разбушевавшееся чадо весьма напоминают робкие попытки провинившихся рабов утихомирить гнев владыки.

Уродство отношений… Конечно, родители не хотят уродовать души детей, но… Часто вспоминаются слова психолога Валерия Ильина: «Редко можно найти такую семью, где родители не калечат своих детей. Безусловно, несознательно. Просто потому, что в свое время их родители не научили по-другому».

Да, не могли родители родителей научить по-другому, потому что традиция доброго воспитания прервалась, когда несчастное русское общество сорвалось в пропасть безбожия.

Отношения, не основанные на заповедях Христа, рано или поздно извращаются, неся в себе болезненное начало. И если сами родители от этого заболевают по-настоящему (неврозы, сердечно-сосудистые расстройства), что же говорить о детях?! Среди родительских ошибок, которые могут стоить ребенку здоровья и не позволят ему адаптироваться в обществе, называют:

недостаточное проявление любви к ребенку;

применение угроз и физических наказаний;

несоответствие самих родителей своим моральным требованиям;

излишнюю опеку;

беспокойство, панику по любому поводу;

эмоциональное неприятие каких-то черт характера ребенка, его чувств и желаний;

неприятие пола ребенка, его внешности;

непонимание своеобразия личностного развития ребенка;

чрезмерные требования к детям;

чередование гнева, жестоких наказаний с заласкиванием;

попустительство всем прихотям и капризам ребенка;

несогласованность действий между родителями;

ссоры между родителями;

предпочтение одного ребенка другому, – диктат;

эмоциональную глухоту;

отсутствие последовательности и разумности требований.

И к сожалению, этот перечень далеко не полный.

Понаблюдав на улице живые подтверждения этим грустным выводам, приходишь домой в невеселых раздумьях. И открываешь книгу о жизни царственных мучеников с фотографиями.

От удивительных, прекрасных, светлых лиц исходят любовь и умиротворение, они вливают в душу успокоение. Святые царственные мученики – Семья. Воистину «семь Я» – полнота.

Все происходит по Божию Промыслу. Не случайно на стыке двух эпох, когда бесы людской злобы вышли из преисподней черных душ, когда Удерживающий был взят и убит, – не случайно именно этот образец святости предстал пред всеми незадолго до конца старого мира как образец святости семейной. Словно предупреждение, что главный бесовский удар обрушится на русскую семью. От безумных рассуждений – к разрушительным действиям, и вот уже семья как созидающая государство ценность сброшена с пьедестала. Теперь она кажется чем-то отжившим, ненужным, неглавным, бесполезным.

Тягу к созданию родного очага не уничтожит ничто в человеческой душе, но как извратилось само это понятие в наши дни! Примеров приводить не будем – об этом может рассказать, наверное, каждый. Мы приведем пример от обратного: что есть родной очаг, какой должна быть семья.

Когда люди говорят про святого царя Николая, что он якобы не был хорошим правителем, будучи лишь семьянином, им почему-то не приходит в голову, что настоящий христианин, будучи замечательным семьянином, не может, если он на то поставлен, быть плохим правителем. Если человек не может навести порядок в семье, как наведет он порядок в государстве? Если же он глава семьи в христианском понимании этого слова, то множеством детей – своих подданных он будет управлять разумно. Увы, из рода Романовых семья государя Николая Александровича выделялась так, как сияет яркая звезда на темном небе. У многих родственников царя Николая, обвинявших его в слабости и неумении управлять страной, в семейных делах все обстояло не слишком-то хорошо, порой доходя до открытой распущенности. Про семью же государя вспоминали так: «В наш век ослабления нравственных и семейных основ августейшая чета давала пример идеала христианской, семейной, супружеской любви, предпочитая проводить минуты отдыха в семейном кругу» (Инок Серафим (Кузнецов ). Православный царь-мученик).

«Какой пример, если бы только о нем знали, давала эта столь достойная семейная жизнь, полная такой нежности! Но как мало людей о ней подозревали! Правда, что эта семья была слишком равнодушна к общественному мнению и укрывалась от посторонних взоров» (воспитатель наследника Пьер Жильяр).

Охранник Якимов на вопрос о том, почему он пошел караулить арестованную царскую семью, отвечал: «Я не видел в этом тогда ничего худого. Как я уже говорил, я все-таки читал разные книги. Читал я книги партийные и разбирался в партиях… Я был по убеждениям более близок большевикам, но и я не верил в то, что большевикам удастся установить настоящую, правильную жизнь их путями, то есть насилием. Мне думалось и сейчас думается, что хорошая, справедливая жизнь, когда не будет таких богатых и таких бедных, как сейчас, наступит только тогда, когда весь народ путем просвещения поймет, что теперешняя жизнь ненастоящая. Царя я считал первым капиталистом, который всегда будет держать руку капиталистов, а не рабочих. Поэтому я не хотел царя и думал, что его надо держать под стражей, вообще в заключении для охраны революции, но до тех пор, пока народ его не рассудит и не поступит с ним по его делам: был он плох и виноват перед Родиной или нет. И если бы я знал, что его убьют так, как его убили, я бы ни за что не пошел его охранять. Его, по моему мнению, могла судить только вся Россия, потому что он был царь всей России. А такое дело, какое случилось, я считаю делом нехорошим, несправедливым и жестоким. Убийство же всех остальных из его семьи еще и того хуже. За что же убиты были его дети?.. Я никогда, ни одного раза не говорил ни с царем, ни с кем-либо из его семьи. Я с ними только встречался. Встречи были молчаливые…

Однако эти молчаливые встречи с ними не прошли для меня бесследно. У меня создалось в душе впечатление от них ото всех… От моих мыслей прежних про царя, с какими я шел в охрану, ничего не осталось. Как я их своими глазами поглядел несколько раз, я стал душой к ним относиться совсем по-другому: мне стало их жалко…»

А вот еще несколько воспоминаний.

Полковник Кобылинский: «Про всю августейшую семью в целом я могу сказать, что все они любили друг друга и жизнь в своей семье всех их духовно так удовлетворяла, что они иного общения не требовали и не искали. Такой удивительно дружной, любящей семьи я никогда в жизни не встречал и, думаю, в своей жизни уже больше никогда не увижу».

И. Степанов: «Трогательна была их любовь (детей. – М. К.) и прямо обожание родителей и взаимная дружба. Никогда не видел такого согласия в столь многочисленной семье. Прогулка с государем или совместное чтение считались праздничным событием».

Алексей Волков, камердинер императрицы: «Я не умею рассказать про характеры царской семьи, потому что я человек неученый, но я скажу, как могу. Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья».



Лучшие статьи по теме